Утечка письма: Барзани предупреждает Байдена о надвигающемся кризисе в Южном Курдистане

Утечка информации о письме, предположительно направленном премьер-министром Южного Курдистана Масруром Барзани президенту США Джо Байдену, потрясла политический ландшафт Курдистана и привела к дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Багдадом.

В письме, предположительно направленном премьер-министром Южного Курдистана Масруром Барзани президенту США Джо Байдену, содержится предупреждение о назревающем кризисе в отношениях между Южным Курдистаном и центральным правительством в Багдаде и выражается серьезная озабоченность по поводу возможного распада Курдистана.

Письмо, о котором стало известно корреспонденту Al-Monitor Амберин Заман, как сообщается, было доставлено в Белый дом.

В своем письме Байдену Барзани заявил: «Я пишу Вам сейчас, когда наступил очередной критический момент в нашей истории, который, как я опасаюсь, нам будет трудно преодолеть. ...[Мы] истекаем кровью экономически и кровоточим политически». Далее он подчеркнул, что сложившаяся ситуация может привести к краху федеральной иракской модели, которую США поддерживают с 2003 года.

Далее Барзани обратился к президенту Байдену, полагая, что Соединенные Штаты все еще обладают значительным влиянием в Багдаде и могут помочь разрядить кризис.

На момент написания статьи администрация Байдена не дала публичного ответа на письмо Барзани.

Правительство Южного Курдистана выступило с быстрым опровержением в течение нескольких часов после публикации материала Al-Monitor. В своем резком заявлении Асо Хаджи, заместитель главы информационного офиса регионального правительства, назвал статью «далекой от истины» и обвинил ее в том, что она является частью более широкой программы, направленной против Южного Курдистана и его правительства.

Напряженность в отношениях между Эрбилем и Багдадом в основном связана с такими вопросами, как бюджетные ассигнования, продажа нефти и спорные территории. Недавняя вспышка насилия в Киркуке, богатой нефтью провинции, еще более обострила ситуацию. Столкновения между курдами и арабами, предположительно поддерживаемыми иранскими шиитскими боевиками, начались в связи с решением суда о возвращении иракской Демократической партии Курдистана (ДПК) ее штаб-квартиры в столице региона. В результате насилия погибли четыре курда, и в конфликт вмешались федеральные силы.

Южный Курдистан испытывает экономические трудности, связанные с нежеланием Багдада выделять Южному Курдистану оговоренную долю бюджета Ирака. В результате региональное правительство испытывает трудности с выплатами работникам бюджетной сферы, которым ежемесячно причитается 625 млн. долл.

Кроме того, обострение отношений вызывают споры по поводу продажи нефти, особенно без согласия центрального правительства. Международный арбитражный суд принял решение в пользу Багдада, наложив на Турцию крупный штраф за ее роль в содействии экспорту нефти Южном Курдистане. В результате Турция прекратила поставки нефти из Южного Курдистана, что привело к значительным потерям доходов в регионе.

В ходе переговоров с Багдадом правительство Южного Курдистана согласилось пойти на уступки, однако центральное правительство не выполнило свою часть сделки. «Наша добрая воля, выразившаяся в согласии продавать нашу нефть через федеральное правительство в обмен на справедливую долю в федеральном бюджете, была грубо нарушена», — сокрушается Барзани, по сообщению Al-Monitor.