Курдистан

Убийцы Тахира Эльчи оправданы

Суд над тремя полицейскими, которые столкнулись с обвинением в убийстве курдского адвоката-правозащитника Тахира Эльчи в Амеде, закончился оправдательным приговором. В этом убийстве пытались обвинить РПК.

Три офицера полиции, обвиняемые в непреднамеренном убийстве, были оправданы в рамках дела об убийстве курдского адвоката и правозащитника Тахира Эльчи. В среду 10-й высший уголовный суд Амеда (Диярбакыра) удовлетворил ходатайство обвинения, представители которого заявили, что установить, чьей пулей был убит Эльчи, не удалось.

Тахир Эльчи, глава адвокатской коллегии Амеда, был убит выстрелом из огнестрельного оружия восемь лет назад. Курдский правозащитник стал жертвой преследований после того, как принял участие в программе «Нейтральная зона» Ахмета Хакана на телеканале CNN Türk 14 октября 2015 года. На вопрос Хакана о том, является ли РПК (Рабочая партия Курдистана) террористической организацией, Эльчи ответил: «РПК – не террористическая организация, а вооруженное политическое движение, чьи требования в сфере политики пользуются большой народной поддержкой». Вскоре после этого адвокат был арестован и освобожден лишь на условных основаниях. 28 ноября 2015 года он был застрелен в ходе пресс-конференции перед Четвероногим минаретом – исторической мечетью Шейха Маттара, здание которой пострадало во время турецкой военной блокады Сура. Непосредственно перед смертью Тахир Эльчи призвал к миру в регионе. «Это место было домом для стольких цивилизаций, и мы хотим, чтобы здесь не было стрельбы, насилия и военных операций», – сказал он, после чего раздались выстрелы. Пуля попала ему в голову, и он скончался на месте. В те дни в рамках военной блокады в ряде курдских городов, в том числе в историческом районе Сур в Амеде, действовал комендантский час. В результате многие объекты были буквально стерты с лица земли.

Правительство сразу же заявило, что в адвоката стреляли Отряды гражданской обороны (ОГС) «и, следовательно, РПК». Однако, специалисты по реконструкции событий из агентства Forensic Architecture, инициативы, связанной с Институтом архитектуры при Голдсмитском университете в Лондоне, установили с помощью видеореконструкции, работа над которой была завершена в феврале 2019 года, что вероятными преступниками могли быть только три сотрудника полиции. Один из них «точно» был стрелявшим.

Прошло ещё полтора года, прежде чем в октябре 2020 года полицейским Синану Табуру, Фуату Тану и Месуту Севги были предъявлены обвинения в «непреднамеренном убийстве». Несмотря на этот факт, все они остались на службе. В ходе того же процесса участнику объединения ОГС Угуру Якиширу были предъявлены обвинения в убийстве Эльчи и двух полицейских, а также в попытке «покушения на единство и целостность государства».

Последнее слушание по этому делу состоялось 6 марта. Свидетели, которые дали показания о том, что убийство Тахира Эльчи было спланировано РПК и смертельный выстрел был произведен членами ОГС Махсумом Гюрканом или Угуром Якиширом на этапе расследования, опровергли свои показания в суде. Свидетель Реджеп Озбек сказал: «В день убийства я находился в тюрьме и был зол на Махсума Гюркана из-за его действий. Поэтому я дал показания, что он убил его».

Другой свидетель, Дениз Аташ, заявил, что ранее подписал сфабрикованные показания, потому что был запуган. По словам Аташа, его пытали и прокурор пообещал освободить его, сообщив, что иначе его убьют: «Я испугался и подписал заявление, не читая текст документа. Я даже не в курсе, кто такой Тахир Эльчи». Отказ обоих свидетелей от собственных показаний был проигнорирован судом.

Адвокат и защитник угнетенных людей

Тахир Эльчи родился в 1966 году в городе Джизре, на территории провинции Ширнак. Он получил начальное и среднее образование в Джизре, а в 1991 году окончил юридический факультет Университета Диджле.

С 1992 года он работал адвокатом в Амеде. В период с 1998 по 2006 год Эльчи трудился в коллегии адвокатов Амеда. В эти годы он изучал международное уголовное право в Академии европейского права в Германии и участвовал во многих национальных и международных конференциях, выступая с докладами.

Правозащитник представлял интересы жертв во многих процессах как в национальных судах, так и в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Он был членом Ассоциации адвокатов Турции (TBB), Консультативного совета Научного центра по правам человека и Учредительного комитета Фонда прав человека Турции (ФПЧТ), а также принимал участие в создании и работе нескольких организаций гражданского общества. После избрания главой Коллегии адвокатов Амеда в 2012 году он продолжал исполнять свои обязанности вплоть до 28 ноября 2015 года, дня своей гибели.

Ахмет Шик, работавший в журналистике расследований и когда-то попавший в тюрьму по решению турецкого правительства, а ныне депутат от ПНРД в Стамбуле, написал в своем аккаунте соцсети: «Они предпочли убить Тахира Эльчи вместо того, чтобы арестовать его».

Эти слова подтвердились сполна.

28 ноября 2015 г. – день спланированного убийства

28 ноября 2015 года Тахир Эльчи, известный курдский адвокат и правозащитник, был застрелен во время пресс-конференции в Амеде, на юго-востоке Турции. Было 10:53, когда в него стреляли у Четырехногого минарета.

На пресс-конференции он призвал к спокойствию в городе на фоне недавней волны насилия. Однако, в течение нескольких недель и месяцев после его смерти дальнейшая эскалация конфликта продолжилась; в результате исторический центр города, Сур, был практически полностью разрушен, погибли сотни мирных жителей и ещё тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома.

В публичном выступлении в день убийства тогдашний премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу дал слово задержать «неизвестных преступников» и пообещал, что государственное расследование выяснит истинную подоплеку преступления. «Политически мотивированные убийства», – добавил он, – «Здесь терпеть не станут».

Но почему премьер-министр выступил с такой речью, обещая поймать убийц, а власти не смогли даже (намеренно ли? к сожалению, нельзя не предположить, что да) обеспечить охрану места преступления и сбор улик? Они сослались на столкновения в районе, и когда следователи вернулись и начали собирать улики через два дня после трагедии, их работа длилась совсем недолго.

В итоге следователи собрали 43 доказательства, которые были предварительно идентифицированы и помечены для сбора. Еще около сорока улик, находившихся непосредственно у основания минарета, где был убит Эльчи, так и не были собраны. На фотографиях и видеосъемках можно наблюдать, как гражданские лица ходят вокруг места убийства, которое было очевидным образом скомпрометировано.

Более того, пуля, убившая Эльчи, так и не была найдена. Только четыре месяца спустя, в марте 2016 года, следователи снова вернулись, чтобы провести очередной двухдневный осмотр места преступления.

Возможно, ещё большее беспокойство вызвал тот факт, что полицейские, которых можно было видеть на пресс-конференции стреляющими в сторону Эльчи, так и не были допрошены как потенциальные подозреваемые, лишь как свидетели.

Отчет Лондонского университета: Полиция стреляла в Эльчи

Позже, в 2016 году, коллегия адвокатов Амеда поручила исследовательской группе Forensic Architecture из лондонского университета Голдсмитс изучить доказательства, которые были в их распоряжении, включая показания свидетелей, видеозаписи, фотографии и материалы с места преступления, а также официальные и независимые отчеты.

Правительство, в частности, обвиняло в убийстве курдских революционеров, имевших отношение к РПК, которые были вооружены и находились на месте преступления в тот день.

Однако, Forensic Architecture опровергла это утверждение, представив тщательную реконструкцию случившегося. Исследовательская группа сообщила в своем итоговом отчете: «Результаты нашего анализа практически с полной уверенностью подтверждают, что ни один из бойцов РПК не мог сделать выстрел, убивший Эльчи. Фактически, большую часть времени, в течение которого Эльчи получил ранение, Гюркан явно держал свое оружие за ствол и поэтому не мог стрелять. Якишир, похоже, не целился в Эльчи ни в какой момент времени, и в конце концов бросил свой пистолет в сторону полиции».

Эксперты заключили: «На основании нашего анализа мы пришли к выводу, что офицеры полиции A и D имели прямую, хотя с некоторыми помехами линию огня в сторону Эльчи в момент, когда они явно стреляли из своего оружия. Поэтому любой из них мог произвести роковой выстрел.

Полицейский С – единственный сотрудник, у которого была полная видимость в сторону Тахира Эльчи в период, когда он сделал выстрелы 24, 26, 28 и 29. Он тоже мог произвести фатальный выстрел».

Была ли Эльчи оказана медицинская помощь?

По данным Forensic Architecture, «после стрельбы одна из четырех видеокамер продолжала вести запись в течение примерно 13 минут. Всё это время, пока с соседних улиц периодически доносились выстрелы, тело Эльчи лежало на земле; никто из находившихся поблизости людей не пытался проверить его состояние или оказать пострадавшему медицинскую помощь. [...] Через 12 минут и 30 секунд подъехал бронированный автомобиль, который припарковался в нескольких сантиметрах от тела Эльчи. Вскоре после этого запись остановилась».