Турецкие тюрьмы продолжают оставаться центрами пыток и смерти

Представители ДПН по международным вопросам – Фалакнс Уджа и Хишьяр Озсой – опубликовали заявление по поводу продолжающих ухудшаться условий содержания в турецких тюрьмах, где каждый день умирают заключённые.

ДПН призвала мировое сообществе – в первую очередь КПП и другие соответствующие органы Совета Европы, а также уполномоченных по правам человека от Совета Европы и ООН – предпринять действия, направленные против пыток и антигуманных условий содержания в турецких тюрьмах.

Представители ДПН по международным вопросам – Фалакнс Уджа и Хишьяр Озсой – опубликовали заявление по поводу продолжающих ухудшаться условий содержания в турецких тюрьмах, где каждый день умирают заключённые.

"С каждым новым днём приходят очередные новости о смертях за решёткой. Всё это результат неспособности уважать право на предоставление адекватной медицинской помощи и обеспечение нормальных условий жизни, также нужно отметить подозрительные обстоятельства многих смертей. Мы уже упоминали заявление, сделанное Ассоциацией прав человека (АПЧ) в Турции 29-го апреля 2022 года, согласно которому на апрель 2022 года в турецких тюрьмах числилось 1517 больных заключённых, 651 из них находился в тяжёлом состоянии. А в нашем заявлении от 4-го мая 2022 года говорится, что число заключённых, лишившихся жизни за решёткой, увеличилось на 13 с декабря 2021 года. Число смертей продолжает расти и дальше", – утверждается в заявлении ДПН.

15-го августа Мехмет Джандамир (60 лет), бывший соруководитель провинциального отделения ДПР (Демократическая партия регионов) в Батмане и член партийной ассамблеи, скончался в закрытой тюрьме типа L в Гиресуне Аспие, где он отбывал срок. Тюремная администрация сообщила родным, что он скончался от сердечного приступа. Джандамира, находившегося под арестом с 2016 года по обвинению в "членстве в террористической организации", 17 января 2021 года приговорили к 17 с половиной годам за решёткой.

14-го августа 2022 года Ибрахим Йылдырым (68 лет), которого в течение пяти лет продолжали держать за решёткой, несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, скончался в тюрьме номер 1 со строгим режимом в Элязиге за десять дней до своего освобождения. Тюремная администрация заявила, что он умер в результате падения, случившегося из-за сердечного приступа. У Йылдырыма была опухоль головного мозга, из-за соответствующих операций он полностью перестал видеть правым глазом, а зрение левого глаза значительно ухудшилось.

18-го августа ещё один тяжело больной заключённый (67 лет) по имени Базо Йылмаз лишился жизни из-за тяжёлых условий содержания и отсутствия необходимой медицинской помощи в тюрьме номер 2 типа Т в Урфе. Йылмаза уже вызывали к судмедэксперту 8-го февраля 2021 года в связи с его проблемами. Несмотря на наличие хронической обструктивной болезни лёгких и необходимости кислородной терапии, врач после обследования заявил, что Йылмаз может продолжать отбывать срок. Жалоба в Конституционный суд также была отвергнута. Йылмазу постоянно требовался кислородный аппарат, и он почти не мог следить за собой самостоятельно. Базо Йылмаз являлся бывшим руководителем района Юкари Гёклу в провинции Урфа и членом городского совета Халфети. Его арестовали 11-го декабря 2016 года за членство в Конгрессе демократического общества (КДО). В 2018 году его приговорили к девяти годам за "членство в террористической организации".

30-го августа 2022 года Навзат Чапкин, которого за 8 месяцев до этого отпустили из закрытой тюрьмы типа Т в Трабзоне, Бешикдюзю, лишился жизни в больнице в Амеде (Диярбакыр), где он проходил лечение. Чапкин, находившийся за решёткой 29 лет, страдал от рака гортани и был отпущен на свободу уже во время финальной стадии заболевания.

ДПН указывает, что "помимо значительного числа заключённых, которые скончались в турецких тюрьмах, есть также немалое число узников, которые якобы совершили самоубийство либо же умерли при подозрительных обстоятельствах. Согласно информации от министерства юстиции, между 1997 и 2014 годами в турецких тюрьмах суицид совершили 544 заключённых. А согласно информации от Гражданской ассоциации, занимающейся вопросами уголовно-исполнительного кодекса, с 2014 года за решёткой в Турции совершили самоубийство 97 человек. Ассоциация прав человека Турции сообщает, что в 2021 году 13 заключённых совершили самоубийство, а ещё пять человек скончались при подозрительных обстоятельствах. Также по их данным в 2022 году 6 человек покончили с собой, а ещё 12 скончались при подозрительных обстоятельствах".

Последние случаи подозрительных смертей: 21-го июля 2022 года Кадри Акиджи (25 лет) был найден мёртвым в одиночной камере в тюрьме со строгим режимом номер 2 в Амеде (Диярбакыр). Акиджи, который находился на тот момент за решёткой уже пять лет, последний год удерживался в одиночной камере. 19-го сентября 2022 года Бариш Кеве (25 лет) скончался при подозрительных обстоятельствах в одиночной камере в закрытой тюрьме типа Т в Малатье, Акчадаг. Кеве, которого перевели в эту тюрьму за пять месяцев до этого, на протяжении недели удерживался в одиночной камере в качестве "дисциплинарного наказания".

ДПН подводит итог в своём заявлении: "Мы в очередной раз призываем мировое сообщество – в первую очередь КПП и другие соответствующие органы Совета Европы, а также уполномоченных по правам человека от Совета Европы и ООН – предпринять действия, направленные против пыток и антигуманных условий содержания в турецких тюрьмах, пока ещё большее число людей не лишилось жизни"