Турция — каким будет рост цен?
Несмотря на снижение годового уровня инфляции, в 2023 году турецкие потребители, скорее всего, столкнутся с ежемесячным ростом цен в среднем на 3-4%.
Несмотря на снижение годового уровня инфляции, в 2023 году турецкие потребители, скорее всего, столкнутся с ежемесячным ростом цен в среднем на 3-4%.
Годовая потребительская инфляция в Турции снизилась до 84,4% в ноябре с 24-летнего максимума в 85,5% в предыдущем месяце, замедлившись впервые за 18 месяцев, как показали официальные данные в понедельник.
В ноябре цены выросли на 2,9% в месячном исчислении, сообщил Турецкий статистический институт. Инфляция в Турции была подогрета серией неортодоксальных (с точки зрения экономической теории — прим.) снижений ставок центральным банком, начавшихся в сентябре 2021 года, что привело к падению курса турецкой лиры.
Снижение годового уровня инфляции соответствовало ожиданиям и было обусловлено в основном статистическим эффектом высокой базы того же месяца прошлого года. Месячный рост цен в среднем составлял около 3,5% в течение последних двух лет. Даже если в декабре они все же превысят 3%, годовая инфляция, как ожидается, снизится до 65-70% благодаря благоприятному эффекту базы. Но, несмотря на снижение годового показателя, в следующем году потребители, скорее всего, столкнутся с ежемесячным ростом цен в среднем на 3-4%.
Ожидается, что президент Реджеп Тайип Эрдоган, которому после двух десятилетий пребывания у власти предстоит тяжелое испытание в ходе выборов, представит это падение инфляции как доказательство того, что его противоречивая экономическая политика приносит свои плоды. «Опустились ли мы до однозначных цифр по процентной ставке? Да. И так будет продолжаться. Не волнуйтесь, инфляция тоже будет снижаться», – сказал он в своем недавнем выступлении. Центральный банк снизил ставки по указанию Эрдогана, который придерживается нетрадиционного мнения, что высокие процентные ставки вызывают высокую инфляцию. В прошлом месяце банк снизил учетную ставку на 150 базисных пунктов до 9%, доведя ее до однозначного числа, как того требовал Эрдоган.
Следует отметить, что цены на продовольствие – основной фактор инфляции в Турции и главная причина недовольства населения – выросли в ноябре на 5,75% по сравнению с предыдущим месяцем и на 102,5% в годовом исчислении. Продовольственная инфляция, вероятно, будет оставаться устойчивой, учитывая, что рост цен на основные сельскохозяйственные ресурсы, такие как удобрения, дизельное топливо, пестициды и корма, в сентябре достиг 138% в годовом исчислении, в то время как давние структурные проблемы продолжают беспокоить сектор, а государственная поддержка фермеров остается ограниченной.
Между тем, инфляция производителей в ноябре выросла на 0,74% в месячном исчислении и достигла 136% в годовом исчислении, что так же показали данные понедельника. Разница в 51,5 процентных пункта между инфляцией производителей и потребительской инфляцией показывает, что отражение цен производителей на потребительских ценах еще далеко не завершено.
Уровень инфляции отразится на повышении заработной платы на рубеже года. Из почти 32 миллионов человек, занятых в Турции, 22 миллиона – 69% – являются наемными работниками, согласно сентябрьским данным. Среди них около 5 миллионов государственных служащих, которые относительно защищены от инфляции, поскольку дважды в год получают повышение зарплаты, покрывающее инфляцию за предыдущие шесть месяцев. То же самое относится и к 13 миллионам пенсионеров. Ожидается, что в первой половине 2023 года рост заработной платы государственных служащих и пенсионеров составит 18,5% и 15%, соответственно.
Что касается частного сектора, то ежемесячная минимальная заработная плата с годами становилась все более распространенной, став зарплатой почти половины из 17 миллионов наемных работников в частном секторе.
В Европейском Союзе около 4% работников работают за минимальную зарплату или чуть выше, а зарплата остальных в основном определяется коллективными трудовыми договорами, согласно данным Eurofound. В Турции 43% работников в несельскохозяйственных секторах получают минимальную заработную плату или меньше, при этом в промышленности этот показатель достигает 50%, как показывает исследование центрального банка. В строительном секторе этот показатель составляет 54%, в текстильной и швейной промышленности – не менее 59%, в пищевой промышленности – 65%, а в туристическом секторе – 72%.
Основная причина этого явления в Турции, по мнению наблюдателей, заключается в том, что миллионы людей не могут воспользоваться своим конституционным правом на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров и проведение забастовок, сдерживаемые давлением со стороны работодателей. Согласно официальным данным, менее 10% работников пользуются коллективными трудовыми договорами, а в частном секторе этот показатель снижается до менее чем 6%.
О повышении минимальной заработной платы и других мерах будет объявлено в конце этого месяца в политической обстановке, характеризующейся предстоящими выборами, которые должны состояться не позднее июня. Ожидается, что Эрдоган будет использовать это повышение в качестве предвыборного трюка.
Крупнейшая в Турции конфедерация профсоюзов TURK-IS заявила перед началом переговоров с правительством, что минимальная заработная плата в размере 5500 лир (295 долларов) должна быть повышена как минимум до 7785 лир (418 долларов). Ее позиция оказалась под огнем критики, поскольку в прошлом месяце она объявила ту же сумму в качестве порога голода – месячной стоимости здорового питания для семьи из четырех человек.
Тем не менее, существуют предположения, что Эрдоган может одобрить сумму, близкую к 10 000 лир ($536) – перспектива, которая вызвала недоумение среди работодателей.