Сопредседатель Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тунджер Бакырхан оценил текущие события на заседании группы в парламенте. Бакырхан отреагировал на захват муниципалитета после задержания и ареста со-мэров и членов муниципального совета муниципалитета Акдениз.
Охарактеризовав захват как «переворот, подрывающий демократию», Бакырхан сказал: «Когда мы посетили Мерсин и отправились в район Акдениз, мы увидели такую картину: граждане могут напрямую войти в офис со-мэра, высказаться и рассказать о своих проблемах. Никаких дверей, никаких секретарей, никаких встреч. Муниципалитет Акдениз был именно тем районным муниципалитетом, который реализовал нашу парадигму. Это доверенное лицо, назначенное на свою должность не только курдами, но и волей общей администрации».
Говоря о дискуссиях по решению курдского вопроса, Бакырхан заявил, что они прилагают серьезные усилия, чтобы перевести эти дискуссии на другой этап, но ПСР устроила «политическую засаду», назначив своих доверенных управляющих. Бакырхан сказал: «Я повторяю еще раз: даже если вы сделаете это тысячу раз, вы все равно не добьетесь результатов».
Бакырхан сказал следующее:
«Позвольте мне сказать несколько слов о муниципалитете Бешикташа. Много лет назад мы говорили, что они «накаляют» места проживания курдов и используют эту территорию в качестве лаборатории. Теперь они переносят эту практику доверительного управления на запад. Вчера в муниципалитете Бешикташа произошло еще одно задержание. Они хотят ликвидировать местную администрацию и там, они пытаются устроить там переворот с помощью политического заговора. То, что они не могут получить за счет избирательных урн, они получают обманом, заговором, игрой. Может ли быть такое правительство, может ли быть такое понимание? Если вы уверены в себе, давайте соревноваться, но зачем же узурпировать место, которое вы не можете завоевать? Поэтому я осуждаю эту операцию против муниципалитета Бешикташа. Мы надеемся, что мэр и задержанные сотрудники муниципалитета будут освобождены как можно скорее. В интересах Турции как можно скорее отказаться от этого менталитета доверенных управляющих. Где бы в мире они ни побывали, их били по лицу этим политическим ударом, но им не было стыдно. Мы будем продолжать нашу борьбу. Мы будем наращивать нашу борьбу, мы заставим это понимание регрессировать и преподадим им урок.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛАПС
Они тратят на безработных 13 процентов денег, собранных в кассу по безработице. 87 процентов они тратят на капитал. Они тратят фонд, собранный для безработных, на капитал. Как эта страна обеспечит справедливость и равенство в экономике? Мы пытались ответить на это несчастье, ложь и крах, проводя митинги за «хлеб и справедливость» в течение всех летних месяцев. Мы собрались вместе с нашими людьми, обреченными на голод, несправедливость и беззаконие по всей Турции. Мы также собрались в Текирдаге. Мы встретились там с производителями, не только с членами нашей партии, но почти со всеми представителями населения, работающего в различных секторах производства в Текирдаге. Теперь мы будем продолжать эту работу, расширяя ее.
Мы увидели, что они не понимают. Необходимо более активно выходить на места. В предстоящий период мы будем активнее проводить встречи, посвященные хлебу, справедливости и миру. Хлеб, справедливость, мир... Вот три фундаментальных вопроса, в которых нуждается этот принцип. Где бы ни находился человек, обреченный на голод, где бы ни находился человек, чьи права и закон игнорируются, мы будем с ним. Где бы ни находился гражданин, ищущий справедливости, равенства, свободы, мы будем продолжать бороться плечом к плечу с ним до тех пор, пока его права не будут признаны. Мы снова говорим, что нет мира без хлеба. Не может быть хлеба без мира, и не может быть социального мира без справедливости. Поэтому мы ждем от вас участия в митингах, посвященных хлебу, справедливости и миру, которые мы организуем в ближайшие дни, и просим вас внести свой весомый вклад.
ПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЮ ПОХОРОН
Мы ведем великую борьбу за установление мира в Сирии, на Ближнем Востоке, но особенно в Рожаве. Однако правительство продолжает совершать в северо-восточной Сирии масштабные ошибки. Как только появляется хоть какая-то надежда на мир, они тут же пытаются его подорвать. Надо отдать им должное, они очень искусны в этом. Они умеют уничтожать и разрушать надежды. Это значит, что у нас в стране не может быть надежды. Посмотрите, тела Назыма Даштана и Джихан Бильгин, которые были убиты турецкими беспилотниками, когда работали журналистами в северо-восточной Сирии, отстаивая право народа на информацию, не могли быть похоронены в их родных городах. Я не говорю, что они не были похоронены, они не могли быть похоронены. Хотя семьи очень этого хотели. Мы спрашиваем: как вы сможете заключить мир с народом, чьих мертвых вы не уважаете?
Чтобы остановить столкновения на северо-востоке Сирии, жители этой страны отправились на плотину Тишрин, чтобы встать там живым щитом. Ведь плотина — это память о воде в регионе. Они отправились туда, чтобы банды не разрушили плотину и не отключили электричество. Враги убивают там мирных жителей с помощью беспилотников. Это тот мир, который вы принесете в Северо-восточную Сирию? Так мир не достигается. С одной стороны, вы говорите о мире, но министр иностранных дел использует язык, который не использует даже пресс-секретарь ХТШ. Министр иностранных дел каждый день угрожает народу Рожавы. Я спрашиваю, может ли мир быть достигнут таким образом? Угрозы не приводят к миру.
Они повторяют многовековые заученные фразы о том, что Турция — для турок, а Сирия — для арабов. Турция принадлежит не только туркам, но и курдам, арабам, алавитам, черкесам, — всем разным народам, живущим здесь. Сирия — не только для арабов. Может ли быть Сирия без курдов, алавитов, армян, езидов, черкесов? Турция принадлежит жителям Турции, Сирия – жителям Сирии.
ОККУПАЦИЯ И НАПАДЕНИЯ
Единственный способ обеспечить безопасность и стабильность в Сирии – это найти демократическое политическое решение на основе разнобразия этносов и убеждений. Для этого необходимо начать переговоры. Посмотрите, алавитская община в Сирии находится под большой угрозой расправы. Не проходит и дня, чтобы их не линчевали. Как вы сможете обеспечить мир и спокойствие сирийскому народу, не выступая против убийства алавитов? В то время как алавиты в Сирии находятся под угрозой массового уничтожения, алавитов в Турции, которые возражают против этого, провоцируют, называя их политическими алавитами. Против них организуют реакцию, и мы не должны молчать.
Мы серьезно спрашиваем: есть ли у этого правительства какие-либо мысли и чувства, кроме курдофобии? Мне любопытно. Они всегда приглашают нас, и мы всегда задаемся вопросом, что вы думаем об этом вопросе. Что вы думаете о Сирии? Какую почву вы хотите создать для курдов, алавитов и представителей других конфессий в Сирии? Если вы скажете что-то инклюзивное, мы поддержим, поаплодируем и встанем рядом с вами. Если вы обречете людей на сектантское, монистическое, националистическое национальное государство, которое будет существовать там в течение сотни лет, мы будем бороться. Мы критикуем, мы возражаем.
У нас есть идея относительно Сирии. Мы хотим, чтобы Сирия достигла инклюзивной демократической основы. Мы хотим, чтобы Сирия была Сирией, где курды живут со своей самобытностью, алавиты и другие народы и верования живут со своей самобытностью. Если у кого-то есть другое мнение, пусть он его выскажет. Для создания демократического Ближнего Востока мы просим вас отказаться от подхода к курдам и другим народам, ориентированного на угрозы, и посмотреть на них с точки зрения возможностей. Мы говорим: давайте возродим исторический турецко-курдский альянс. Затем, вместе со всеми народами региона, давайте обратим вспять несчастье Ближнего Востока. Единственный способ свести на нет эти конфликты, войны и иностранные интервенции — это демократизировать регион, создать демократическую почву. Давайте превратим бассейн рек Тигр и Евфрат в территорию мира. У вас есть власть, когда вы говорите, вы даже называете Германию и Францию маленькими государствами. Давайте вместе построим географию мира, которая будет простираться от Тигра до Средиземного моря, и мы вас поддержим.
ПОСЛАНИЕ «ДЕМОКРАТИЗАЦИИ»
Мы рассматриваем курдскую проблему как единое целое в рамках демократизации Турции. Мы говорили об этом тысячу раз. И все же некоторые люди пытаются создать ложное представление, чтобы получить 3-5 голосов, говоря ложь и чушь, например, о двух флагах или что-то подобное. Не заблуждайтесь. ПНРД очень хорошо знает, что она делает. ПНРД — это вы. Мы приходим и говорим все это, принимая ваши, наши сограждане, чувства и подходы. ПНРД — это представитель и наследник патриотической, демократической, социалистической традиции этой страны. Наш путь — демократия. Никто не может остановить нас на этом пути.
На днях спикер парламента Нуман Куртулмуш сказал очень важную вещь: «Должен быть осуществлен процесс, который защитит честь курдов и гордость турок». Мы согласны. Должно быть хорошо известно, что доверенное управление — это не то, чем можно гордиться. Ядовитый язык — не повод для гордости. Но давайте заявим в присутствии миллионов людей: мир и урегулирование — это то, чем гордиться можно и нужно. Мы призываем всех объединиться вокруг демократического менталитета против менталитета статистов, бороться и развивать эту борьбу.
ПОСЛАНИЕ С ПРИВЕТСТВИЕМ ОТ АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА
Осознавая это, мы хотели бы еще раз подтвердить, что поддерживаем послания господина Оджалана. На всех нас лежат большие обязанности и ответственность за строительство мира. Пришло время протянуть руку мира на равной основе. Сейчас наступила эра, когда руки открыты для мира. Пришло время объединить усилия и построить мир. До сих пор мы добросовестно реагировали на позитивные шаги господина Бахчели в отношении оппозиции и социальных групп. В обществе достигнут большой консенсус по этому вопросу. Впервые в Турции большинство политических партий отложили в сторону свои сиюминутные интересы и оказали большую поддержку демократическому решению. Это очень ценно. В своих двух посланиях господин Абдулла Оджалан заявил, что в его власти построить мир. Теперь очередь за правительством. Правительство должно предпринять шаги по демократизации и скорейшему решению курдского вопроса. Оно должно это сделать. Господин Эрдоган отправился в Амед. В Амеде он сказал: «Мир Диярбакыра – это мир Турции». Общий мир и Турции, и Диярбакыра – это демократическое решение и отсутствие конфликта. Если демократическое решение и отсутствие конфликта будут достигнуты, то и Диярбакыр, и Турция будут в мире, господин Эрдоган. Поэтому давайте работать во имя мира и решения».