Европа

Шведские адвокаты: Säpo должен положить конец криминализации курдов в Швеции

«Вместо того чтобы подозревать и криминализировать курдов, Швеция должна поддержать новый мирный процесс между курдами и Турцией. Криминализация курдов и их организаций не решает проблему, а усугубляет ее».

25 адвокатов и юристов Швеции выступили с письменным заявлением по поводу криминализации курдов шведской секретной службой Säpo. В заявлении говорится, что сорванная работа Säpo — это «процесс Кафки*», которому нет места в современной правовой системе или в демократической стране, и подчеркивается, что их главная обязанность — «защищать права человека и основные свободы».

Полный текст заявления, опубликованного на сайте etc.se, гласит следующее:

В Швеции существует политическое преследование курдов, причем полиция безопасности находится в авангарде, поскольку международные отношения с Турцией стали играть более важную роль во внешней политике, поддерживаемой шведским правительством.

В последние годы шведская служба безопасности начала криминализировать курдов, и мы считаем, что работа Säpo сошла с рельсов. Политическая позиция и деятельность курдов, за которую те же курды изначально получили защиту на своей новой родине, в течение нескольких лет классифицировались Säpo как «терроризм», и эта оценка впоследствии была подтверждена органами, принимающими решения.

В одном громком уголовном деле (B 1069-23 Стокгольмский окружной суд) и в ходе соответствующего предварительного расследования дознаватель спрашивает, есть ли в Швеции адвокаты, которые специально занимаются Рабочей партией Курдистана (РПК). Кроме того, один человек был арестован в компании своего адвоката, в служебном автомобиле адвоката, по дороге в офис адвоката, когда тот же самый человек десятью минутами ранее находился в помещении полиции безопасности для допроса, куда он пришел добровольно (окружной суд Сёдертёрна B 3616-24). По нашему мнению, нахождение в компании своего адвоката должно покрываться привилегией «одной комнаты».

Политическое преследование курдов, курдских организаций и ассоциаций должно быть прекращено. Широкое определение терроризма, принятое полицией безопасности в результате обмена информацией с турецкими службами безопасности, должно быть подвергнуто резкой критике. Турция — страна, которая неоднократно осуждалась Европейским судом по правам человека за нарушения Конвенции. Это также страна, в которой тысячи адвокатов, журналистов и политиков находятся в произвольном заключении.

События, которые мы наблюдаем в Швеции в последние годы, достойны осуждения

Теперь мы видим, как Служба безопасности Швеции использует те же основания против курдов в Швеции. События, которые мы наблюдаем в Швеции в последние годы, достойны осуждения и заставляют нас задуматься о том, к какому будущему движется Швеция и какую правовую систему мы медленно, но верно принимаем в долгосрочной перспективе.

Обычный человек может подумать, что раз шведские власти, и особенно Служба безопасности Швеции, что-то утверждают, то так оно и должно быть. Однако, судя по тому, что нам удалось выяснить в ходе нашей повседневной работы по этим делам, Служба безопасности Швеции имеет такое же широкое определение терроризма, как и Турция. В Турции, однако, человеку все равно разрешается знать, в чем его обвиняют, независимо от правдивости заявления. В Швеции в делах, рассматриваемых Шведской службой безопасности, людям даже не сообщают, в чем их обвиняют и на чем основывается оценка.

Это процесс Кафки, которому нет места ни в современной правовой системе, ни в демократической стране. Сейчас мы наблюдаем открытую криминализацию, но со скрытыми доказательствами. Независимо от того, что основания для оценок полиции безопасности не сообщаются, мы знаем, что это люди, которые симпатизируют курдской оппозиции в Турции, но, по мнению полиции безопасности, они якобы связаны с РПК.

Ситуация вновь напоминает турецкую правовую систему, где каждый курд, желающий заявить о своей принадлежности, считается террористом и сторонником РПК. По мнению полиции безопасности, эти предполагаемые связи с РПК рассматриваются как угроза национальной безопасности, и людям не разрешают продлевать вид на жительство и депортируют их. Кроме того, у курдских организаций блокируются банковские счета, молодые курды, ищущие работу, не проходят процедуру получения разрешения на работу после проверки службой безопасности, а адвокаты начинают подвергаться преследованиям.

Вопрос о классификации терроризма — это отдельная тема, но стоит отметить, что РПК не представляла угрозы интересам и безопасности Швеции, и шведские власти не заявляли об этом, независимо от правдивости этих предполагаемых связей с РПК.

В этом контексте также стоит упомянуть, что в 2017 году после 11-летнего судебного процесса бельгийский суд пришел к выводу, что РПК не может считаться террористической организацией.

Таким образом, оценки полиции безопасности о том, что лица с предполагаемыми связями с РПК представляют угрозу национальной безопасности, выглядят противоречивыми. Всего несколько лет назад курды были одним из важнейших участников борьбы с наступлением террористической организации ИГИЛ* и получили международное признание.

Вместо того чтобы подозревать и криминализировать курдов, Швеция должна поддержать новый мирный процесс между курдами и Турцией. Криминализация курдов и их организаций не решает проблему, а усугубляет ее.

Работу шведской службы безопасности можно сравнить с регистрацией мнений. Каждому человеку гарантирована свобода слова, которая включает в себя право на выражение мыслей и мнений. Каждому также гарантирована свобода собраний, демонстраций и ассоциаций, что является нашими основными правами и свободами.

Работа полиции безопасности, несомненно, включает в себя регистрацию мнений и деятельности курдов, учитывая вопросы, которые, по словам отдельных лиц, они впоследствии получили от полиции безопасности и которые были публично опубликованы в вышеупомянутом предварительном расследовании. Кроме того, эти люди находятся под страхом неразглашения того, что было выявлено, ссылаясь на оговорку о неразглашении.

Наша главная задача как адвокатов и юристов — ревностно защищать права наших клиентов. Кроме того, мы занимаем особое положение в обществе и несем особую ответственность за защиту прав человека и основных свобод, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В своей деятельности адвокаты должны стремиться к защите прав и свобод человека. Деятельность полиции безопасности против курдов и курдских организаций является нарушением этих прав и свобод и поэтому должна быть прекращена.

* — террористическая организация, запрещена в РФ