Турция

Срочное обращение в ЕКПП по поводу Имралы

Адвокаты Абдуллы Оджалана подали заявление в ЕКПП с просьбой посетить тюрьму Имралы.

Адвокатское бюро «Асрин» подало новое заявление в Европейский комитет по предотвращению пыток (ЕКПП) в знак протеста в отношении изоляции в Имралы. По данным информационного агентства «Месопотамия», в заявлении указаны события и требования в отношении Абдуллы Оджалана и 3 других узников, заключенных в тюрьму в августе, сентябре, октябре и ноябре. 

В заявлении бюро указывается, что за 4 месяца в тюрьму Имралы было подано 34 заявления на встречу с адвокатами и 18 заявлений на свидания с родственниками, а также подчеркивается, что эти ходатайства остались без ответа. Помимо этого, в заявлении указано, что в период с 25 марта 2021 года по 23 октября 2021 года от заключенных в Имралы не поступало никаких известий, и напоминается, что 23 октября Омер Оджалан отправился в Имралы для свидания с семьей, а также указано, что «с 23 октября 2024 года в тюрьме острова Имралы не было разрешено никаких других свиданий».

ПРОЦЕСС ВОПРЕКИ ЗАКОНУ

В заявлении указывалось, что Абдулле Оджалану и другим заключенным не разрешалось встречаться со своими семьями и доверенными лицами на основании как минимум 24 дисциплинарных наказаний, повторяющихся каждые три месяца, и подчеркивалось, что эти процессы проводились втайне от их адвокатов в нарушение закона, и что адвокатам, несмотря на их просьбу, не были предоставлены экземпляры дела. 4 июля Абдулла Оджалан был подвергнут новому дисциплинарному наказанию, и пока оно оставалось в силе, 16 октября было вынесено новое дисциплинарное наказание. В заявлении было указано, что возражения, поданные в Судебную палату по исполнению наказаний Бурсы и Суд по тяжким преступлениям Бурсы в знак протеста в отношении дисциплинарных наказаний, были отклонены, и было объявлено, что будет подано заявление в Конституционный суд Турции.

НЕТ ОТВЕТА НА ЗАЯВЛЕНИЯ

В заявлении подчеркивалось, что на ходатайства юристов не было дано ни положительного, ни отрицательного ответа в те даты, когда дисциплинарного наказания не было: «Поскольку 3-месячное дисциплинарное наказание от 4 июля стало окончательным 31 июля, последняя юридически действительная дата — 31 октября. Как мы объяснили выше, последнее дисциплинарное наказание от 16 октября 2024 года вступило в силу 5 ноября 2024 года. Таким образом, существование дисциплинарного наказания в период с 31 июля по 5 ноября не может быть упомянуто ни юридически, ни фактически. Не существует дисциплинарного наказания, охватывающего период между этими датами. Тем не менее, на заявление, поданное 1 ноября 2024 года семьями и доверенными лицами заявителей, не было дано ни положительного, ни отрицательного ответа. Хотя мы не признаем дисциплинарные наказания, наложенные последовательно и систематически, законными и легитимными, очевидно, что не существует правового обоснования для отказа в свиданиях с семьей, даже когда дисциплинарные наказания не действуют. Эта ситуация представляет собой практику произвольной и незаконной системы».

В заявлении упоминается, что адвокаты и правозащитники сделали заявление перед Конституционным судом 4 октября, и это заявление напомнило Конституционному суду о его ответственности. Было сказано, что заявление было сделано для прекращения нарушений прав в тюрьме Имралы. 

СУД ВЫНЕС РЕШЕНИЕ О НАРУШЕНИИ

В заявлении также упоминалось решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 18 марта 2014 года о «нарушении» в отношении Абдуллы Оджалана, и напоминалось, что Турция не предпринимала никаких шагов в отношении этого решения в течение 10 лет. В заявлении напоминается, что Комитет министров Совета Европы в сентябре во второй раз включил решение о «нарушении» в свою повестку дня, и говорится: «Комитет, принимая во внимание длительное сохранение проблем в рамках права на надежду и недостаточность работы правительства, поручил секретариату подготовить проект промежуточного решения, если правительство не достигнет конкретного прогресса к сентябрю 2025 года. На данном этапе неясно, предпримет ли Турция шаги в соответствии с законом в ответ на эти международные события».

В заявлении подчеркивалось, что пожизненное заключение при отягчающих обстоятельствах без права на условно-досрочное освобождение было признано ЕСПЧ «пыткой», и говорилось, что ЕКПП должен проявить «чуткость» в отношении тюрьмы Имралы. В заявлении подчеркивается, что за прошедшее время положение дел в тюрьме Имралы не было улучшено, и указывается, что ЕКПП не обнародовал отчет за 2022 год и что отсутствие его публикации привело к продолжению ситуации с «пытками».

ТРЕБОВАНИЯ

В заявлении содержались следующие требования: 

  • «Срочное (специальное) посещение тюрьмы в Имралы с учетом того, что со времени вашего последнего визита 22 сентября 2022 года условия содержания в Имралы продолжали оставаться неопределенными и постепенно ужесточались, достигнув нового уровня за период более чем в 2 года,
  • Предпринять все необходимые инициативы для обеспечения того, чтобы нынешние условия содержания заявителей были приведены в соответствие с нормами человеческого достоинства, чтобы были реализованы все права на общение, обеспечивающие и защищающие их связи с внешним миром, особенно свидания с адвокатами и семьями, и чтобы было покончено с систематическими дисциплинарными взысканиями и запретами на работу адвокатов,
  • Мы требуем, чтобы были приняты принудительные меры по устранению условий пыток, бесчеловечного и жестокого обращения, чтобы была инициирована и объявлена процедура, регулируемая статьей 10/2 Конвенции, чтобы общие замечания, сделанные в прошлом в отношении режима чрезвычайной изоляции в Имралы, особенно выводы, сделанные во время посещения 22 сентября 2022 года, если посещения адвокатов и семей не могут быть осуществлены как можно скорее, были доведены до сведения общественности, и чтобы отчет о посещении от 22 сентября 2022 года было решено добавить к заявлению в рамках этой процедуры».