Иран

Специальные силы разгоняют протестующих в Иране

В ходе предрассветного рейда в городе Исфахан сотрудники сил безопасности подожгли палатки протестующих и вытеснили фермеров из бассейна высохшей реки, где более двух недель проходили демонстрации возмущенных фермеров и местных жителей.

Иранцы собрались на акции протеста, чтобы выразить свой гнев после того, как жизненно важная река в их провинции высохла из-за засухи и отвода воды. Митинги проходили в центральном городе Исфахан.

Протестующие, разбившие палатки в осушенном бассейне реки Заяндех Руд проснулись во время предрассветного рейда спецполиции 25 ноября. Видео в социальных сетях изобиловали сценами хаоса, когда полицейские поджигали палатки и применяли слезоточивый газ, чтобы положить конец двухнедельной акции протеста.

В попытке подчеркнуть тяжелое положение, связанное с мучительной нехваткой воды, и выразить свое недовольство бесхозяйственным отношением к водным ресурсам, протестующие выбрали русло реки – кровеносную систему местного земледелия, которая теперь превратилась в апокалиптическую бесплодную землю.

Информационное агентство Fars, связанное с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), сообщило, что протестующие фермеры уже выступили с заявлением за день до этого, официально объявив о прекращении своих протестов и установив крайний срок для властей, чтобы удовлетворить их требования. Представители жесткой линии в руководстве Ирана обвинили в создании напряженности «бандитов» и «оппортунистические элементы», которые были арестованы после «оперативных действий полиции».

Через несколько часов после рейда министр внутренних дел Хоссейн Дехган присутствовал на церемонии инаугурации губернатора соседней провинции Чахармахал и Бахтиари, где на прошлой неделе проходили аналогичные митинги, связанные с водой.

«Давайте оставаться бдительными [чтобы убедиться], что враг не воспользуется проблемой нехватки воды в нашей стране», – заявил министр, который также является бывшим командиром КСИР. Иранские власти традиционно обвиняют в общественных протестах внешних «врагов», чей долгосрочный план заключается в «свержении» режима Исламской Республики Иран. Этот нарратив дает лоялистам в штатском свободу действий и достаточное оправдание для того, чтобы присоединиться к КСИР и полиции в их жестоком подавлении инакомыслия, подкрепляемом кампаниями в СМИ, которые демонизируют протестующих как «наемников» и в крайних случаях клеймят их как «террористов».

В июле в юго-западной провинции Хузестан произошла еще более серьезная вспышка напряженности, вызванная острой нехваткой воды в этом богатом нефтью районе. Активисты утверждают, что в ходе этой акции силами безопасности были убиты по меньшей мере трое протестующих, а сотни других были отправлены за решетку.

Текущий водный кризис в Иране связан с множеством причин, начиная от засухи и глобального потепления и заканчивая нерегулируемым строительством плотин. Однако коррупция, продолжавшаяся десятилетиями, и неудачные проекты, такие как туннели для переброски воды, кажутся главным виновником и предметом общей жалобы большинства протестующих.

Столкнувшись с этими жалобами из Исфахана и других мест, чиновники администрации жестко настроенного президента Эбрахима Раиси пообещали принять срочные меры.

Возможность немедленного исполнения таких обещаний воспринимается [в обществе] с долей сомнений из-за многогранности иранского водного кризиса. Правительству пока, возможно, придется готовиться к тому, что протесты выльются в нечто большее. В тот самый день, когда протесты были подавлены в Исфахане, в социальных сетях уже распространялись призывы к пятничному массовому собранию в западной провинции Лорестан, где сельское хозяйство все ближе к грани банкротства, поскольку некогда богатые водные ресурсы сокращаются с угрожающей скоростью.