Турция

Состояние здоровья Айсель Туглук ухудшается

Брат Айсель Туглук Алааттин заявил, что состояние здоровья его сестры ухудшается с каждым днём.

Айсель Туглук, одна из наиболее значимых курдских политиков, ставшая первым сопредседателем в истории политических партий Турции, удерживается в закрытой тюрьме типа F в Кандире в Коджаэли последние пять лет. С тех пор как на похоронную процессию её матери 13 сентября 2017 года напали расисты, состояние здоровья Туглук продолжает ухудшаться. Не так давно юристу, занимавшемуся защитой прав человека, и ветерану политической деятельности, поставили диагноз «деменция».

Институт в Коджаэли подготовил в марте отчёт, в котором утверждается, что она больше не может находиться в тюрьме одна. Однако Институт судебно-медицинской экспертизы в Стамбуле в сентябре представил другой доклад, в котором утверждается прямо противоположное. Это привело к тому, что тысячи женщины стали организовывать разного рода кампании с требованием освободить Туглук. Последняя кампания, которая продолжается и сейчас и проходит под девизом «1000 женщин в поддержку Туглук», призывает к немедленному освобождению политзаключенной. В рамках кампании тысячи пользователей соцсетей выразили свою поддержку и солидарность Айсель, потребовав освобождения Туглук, с использованием хэштега #BinlerceAyseliz («Мы – тысячи Айсель»).

После того как Алааттин посетил сестру, он рассказал, что ранее были возможны лишь закрытые посещения, теперь же в течение последних двух месяцев раз в месяц им разрешают проводить открытые встречи. Алаатин Туглук посещает свою сестру в тюрьме каждую неделю. «Она стала намного медленнее двигаться. Во время закрытых встреч мы разговариваем по телефону, будучи разделёнными стеклянной перегородкой. Ей требуется какое-то время, чтобы взять в руку трубку и поднести к уху. Всё это время мы терпеливо ожидаем её. Во время разговора она может забывать какие-то детали, людей, иногда даже самых близких. Во время моего последнего посещения она хотела встретить меня у двери. Кажется, она забыла, где находится. Местным охранникам пришлось показать ей, куда надо идти. Это очень огорчило меня. Её состояние становится всё хуже. Раньше такого не было».

Не способна читать или встать с кровати

Алааттин Туглук рассказал, что раньше его сестра выполняла спортивные упражнения в своей камере, однако последние три месяца она не может этого делать. Также Айсель больше не может подниматься с кровати и даже читать книгу. «Она не общается, не смотрит телевизор и ни с кем не разговаривает. На мой вопрос по поводу книг она ответила, что не может читать. У неё нет никакой социальной активности на данный момент».

Процесс постановки окончательного диагноза

Алааттин Туглук сообщил, что, после того как адвокаты обратились в высшие инстанции по поводу противоречащих друг другу отчётов двух мединститутов, начался новый процесс постановки полного диагноза. Брат Туглук подчеркнул, что Стамбульский институт судебно-медицинской экспертизы отверг представленные ранее отчёты.

«Я хочу, чтобы мою сестру лечили; неважно, будет это отсрочка исполнения приговора или же домашний арест. Подобного рода лечение не может быть обеспечено в стенах тюрьмах. Это очень большой риск. Тюрьма – это совсем не то место, где может восстановиться. Чтобы противостоять этому заболеванию, нужно увеличить физическую активность. Она должна бывать на свежем воздухе и двигаться. Мозг не должен переставать трудиться. Я просто пытаюсь добиться реализации наших вполне законных прав».

Институт судебно-медицинской экспертизы подготовит финальный отчёт

Алааттин Туглук рассказал, что его сестра посещает больницу, где её повторно проверяют, и что будет подготовлен новый отчёт. Поскольку возможностей больниц в Коджаэли недостаточно для того, чтобы поставить полноценный и всесторонний диагноз, курдского политика проверяют в психиатрической больнице в Бакыркёе в Стамбуле.

Я хочу, чтобы она могла посетить могилу матери

Подчёркивая, что с точки зрения морали было бы несправедливо целенаправленно делать так, чтобы ветеран политической деятельности продолжала постепенно умирать в тюрьме, Алааттин Туглук вспомнил о нападении на похоронную процессию их матери Хатун. Он отметил, что его единственное желание заключается в том, чтобы сестра получила нужное лечение.

«Пусть Айсель сможет прийти  на могилу к матери и немного поплакать там», – подытожил Алааттин.