Состояние 83-летнего тяжелобольного Амина снова признано пригодным для заключения

Состояние 83-летнего тяжёлобольного курдского заключённого Махмата Амина Озкан было в очередной раз признано пригодным для того, чтобы оставить его за решёткой.

25 лет назад Махмат Амин Озкан из Амеда (Диярбакыр) был приговорён к пожизненному сроку с отягчающими условиями (досрочное освобождение возможно лишь в результате прямого помилования президента) за то, что он якобы являлся членом РПК и якобы принял участие в убийстве турецкого генерала. Несмотря на то, что судебные власти начиная с 2014 года выражают свою уверенность в невиновности ныне 83-летнего Озкана и даже прокуратура потребовала его освобождения, так как было доказано, что генерала убили его же люди, Озкан продолжает пребывать за решёткой. В пятницу очередная искра надежды на то, что Махмат не скончается в камере, погасла. Представители больницы и учебного центра Гази Яшаргли классифицировали состояние Озкана как «пригодное для пребывания за решёткой», несмотря на его многочисленные проблемы со здоровьем. Однако они даже не проводили полноценное медобследование, а лишь изучили его психическое состояние. Ответственная комиссия от больницы порекомендовала «психатрическое лечение» и направила Озкана в Стамбульский институт судебной медицины. Обследование в этой клинике пройдёт в следующий понедельник. Родственники и адвокаты Махмата готовы к продолжению борьбы.

Задержанный сын переведён в Амед, чтобы заботиться об отце

В последние четыре недели Махмата Амина Озкана семь раз доставляли из тюрьмы типа D в Амеде в больницу. Фотографии, на которых он прикован кандалами к больничной койке и на которых его, закованного в наручники, доставляют в тюремный транспортный фургон, вызвали недовольство среди курдского сообщества. Сейчас, после объявления решения о том, что он может продолжать находиться за решёткой, недовольство вспыхнуло с новой силой. Озкан включён в список «тяжелобольных заключённых» Ассоциацией прав человека (АПЧ).

Он страдает от различных проблем, включая расширение сосудов мозга, высокое давление, деменцию, которая ведёт к потере памяти и ориентации, болезнь щитовидки, потерю слуха, слабость дыхательных мышц и хроническое воспаление кишечника. Озкан уже успел пережить шесть сердечных приступов, ему четыре раза делали зондирование сердца. Институт судебно-медицинской экспертизы определил его уровень инвалидности в 87 баллов, однако при этом признал, что он годен для того, чтобы продолжать оставаться за решёткой. Именно поэтому несколько заявлений о досрочном освобождении были отклонены. Озкан полностью зависим от своих товарищей по камере. Две недели назад его сын, который также отбывает свой срок, был переведён к нему в тюрьму, чтобы заботиться об отце.

Ассоциации врачей и юристов обратились в министерство юстиции

Сейчас 21 общественные и правовые организации объединились, чтобы составить совместное обращение с просьбой об освобождении Махмата Амина Озкана. Обращение подписали представители юридических и медицинских ассоциаций, а также члены ассоциаций солидарности с узниками. «Состояние здоровья Махмата Амина Озкана уже в течение долгого времени остаётся критическим. С 17-го мая оно стало ухудшаться ещё больше с пугающей скоростью. Мы обращаемся к министерству юстиции и комиссии по правам человека Турецкой национальной ассамблеи: пожалуйста, выполните свои обязательства, не позвольте Махмату Амину Озкану умереть в стенах тюрмы», – говорится в обращении.

Почему Озкана посадили в тюрьму?

В середине января суд Аданы отклонил заявление адвокатов Оджалана о прекращении его ареста. Суд принял решение о продлении содержания под стражей в связи с делом Лидже, которое до сих пор находится на рассмотрение в кассационном суде. 22-го октября 1993 года бригадный генерал Бахтияр Айдын, командующий жандармерии, был застрелен в районе Лидже в провинции Амед.

Несмотря на то, что РПК отвергла свою причастность к убийству на том основании, что она не хотела бы, чтобы за этим последовали репрессивные действия, которые могли бы привести к жертвам среди мирного населения, правительство всё-таки обвинило курдских партизан в смерти Айдына. Спустя один день после этого турецкая армия провела акцию мести, направленную против населения Лидже. В результате 16 человек было убито, а ещё 36 получили ранения, в том числе серьёзные. Военные сожгли всего 402 дома и 285 рабочих мест, число людей, вынужденных покинуть свои дома, до сих пор не установлено.

Позднее выяснилось, что Айдын был застрелен своими же собственными людьми. Махмат Амин, который был арестован без всяких на то справедливых оснований в 1996 году, в том же году в сентябре был приговорён к пожизненному сроку с отягчающими обстоятельствами за убийство бригадного генерада. Обвинения в его отношении по большей части основывались на показаниях ключевых свидетелей.