Турция

Со-мэр Асия Гезер наконец вступила в должность

После восьми лет правления ПСР, навязанного Даргечиту властями, Асия Гезер, избранная народом, наконец-то прибыла в здание мэрии.

После того, как Партия справедливости и развития (ПСР) тщетно пыталась оспорить победу Партии народного равенства и демократии (ПНРД) на выборах в Даргечите, со-мэр Асия Гезер приняла должность.

Ранее ПНРД победила на выборах, получив по официальной информации 49,06% голосов избирателей (за неё проголосовали 6 559 человек) по сравнению с 43,59% (5 828 голосов) у ПСР. Это означает, что демократическая оппозиция снова смогла взять округ под свой контроль. Предшественница ПНРД, Демократическая партия народов (ДПН), победила на выборах в Даргечите в 2016 году. Вскоре после этого Министерство внутренних дел Турции приняло решение отобрать муниципалитет у ДПН, отдав его под контроль политика, лояльного действующей власти. На местных выборах 2019 года режим использовал в качестве избирателей госслужащих и солдат, которые могли голосовать где угодно и прибыли в Даргечит для этой цели. Благодаря этим фальсификациям ПСР смогла одержать победу с преимуществом в 634 голоса. На прошлых выборах, которые состоялись 31 марта, ПСР также пыталась применить аналогичную стратегию. Объяснить увеличение числа избирателей более чем на 1 000 человек, несмотря на несколько меньшую общую явку, иначе нельзя. Но ПНРД победила, несмотря ни на что. Тем не менее, ПСР потребовала пересчета голосов, не желая признавать результат. Хотя региональный избирательный комитет удовлетворил просьбу правящей партии о пересчете, это решение было отменено Высшим избирательным советом Турции. Таким образом, со-мэры Асия Гезер и Азиз Акын смогли занять свой офис в мэрии.

Атмосфера давления и страха

Гезер рассказала корреспонденту ANF о том, что политическое бессилие, охватившее людей после массовых репрессий, последовавших за борьбой за самоуправление в 2015/2016 годах, закончилось. Асия вспоминает об атмосфере, царившей в районе, так: «Предыдущие события привели к переломному моменту, и здесь возникла атмосфера страха. На место мэра был назначен проправительственный политик, и сразу после этого ПСР взяла контроль над городом в 2019 году. Это вызвало ещё больший страх, и давление продолжало усиливаться. В Даргечите есть четыре дороги, ведущие в город. На всех четырех дорогах установлены контрольно-пропускные пункты. Почти на каждой улице есть камеры видеонаблюдения. Это, конечно же, провоцировало напряжение. Люди говорят, что за восемь лет они даже не ступали на порог мэрии».

«Мы работали плечом к плечу с народом»

Подготовка ПНРД к местным выборам началась с предварительного отбора кандидатов. Гезер отметила, что партия располагает большой поддержкой: «В первые две недели, когда мы начинали предвыборную работу, мы нередко приходили в избирательный офис, смотрели друг на друга и задавались вопросом, придет ли кто-нибудь, примут ли люди участие. Сначала мы начали свою агитационную работу в деревнях. Мы ходили в каждый дом, один за другим, не вдаваясь в подробности, за кого люди голосовали прежде – за ПСР, НРП или ПНД. Мы старались познакомиться со всеми семьями, особенно с матерями, потому что именно женщины первыми принимают вас в доме. Они открывали нам двери. Продолжая работать в деревнях, мы начали работу и в городе. Каждый вечер мы формировали три или четыре группы – основу для комиссий. В каждую группу входило от четырех до шести человек. Нас становилось всё больше и больше, и благодаря этой работе население начало справляться со страхом. Возникло чувство единения, которое отражалось даже в соцсетях и СМИ. Избирательная кампания шла с большим энтузиазмом. Я могу с уверенностью сказать, что в ходе этой избирательной кампании Даргечит стал примером для всей страны».

«Люди объединились и выступили против фальсификаций»

Именно так удалось победить режим, убеждена Гезер: «Я хотела бы добавить, что мы знали, что около 600 человек привезут сюда из других районов, чтобы они могли проголосовать. Позже появилась информация, что в районе было зарегистрировано около 1200 новых избирателей. Когда люди узнали об этом, утром в день выборов царила атмосфера негодования. Затем мы опубликовали видеозаписи наших протестов против этой тактики властей, и этот шаг был эффективным. Люди стали активнее участвовать в протестах против репрессий и несправедливости. В день выборов никто из наших молодых друзей, наблюдателей и работников ни на секунду не отвлекся от урн. Они оставались на избирательных участках до самого конца. Наши депутаты пришли исполнить свой долг, наши адвокаты сделали то же самое. Ни одна мать, ни один активист из числа молодежи, ни одна женщина не покинули школьный двор, улицу или здание, где шли выборы, пока подсчет голосов не закончился. Все оставались на своих местах до окончания выборов. Мы получили свои мандаты только через неделю, и тогда нам предстоял пересчет голосов. Мы подали протест в Высший избирательный совет вместе с нашими представителями и призвали людей к протесту. За короткое время собралась очень большая толпа, и все избиратели были готовы поддержать нас».

«Приоритетная задача – рабочие места для женщин»

Поскольку со-мэры вступили в должность с задержкой, а затем начались праздничные дни, городская администрация смогла приступить к работе только сейчас. Гезер говорит: «Сейчас в мэрии находятся только сотрудники правоохранительных органов. Когда закончатся праздники, мы изучим сложившуюся ситуацию и поделимся своими выводами с общественностью. Прежде всего, мы назначим женщину в каждую комиссию в общине. Мы позаботились о том, чтобы женщины присутствовали во всех подразделениях муниципалитета. У нас есть два со-мэра. Позвольте мне поделиться этим с вами: когда мы только пришли в мэрию, я просмотрела список сотрудников и увидела, что из 200 работников максимум десять – женщины, остальные – мужчины. Это было первое, на что я обратила внимание. Возможно, в нашей мэрии нет и десяти женщин. Мы будем работать над этим вопросом. Мы намерены создать рабочие места для женщин во всех сферах. Мы будем уделять приоритетное внимание работе женщин в городской администрации».

«У нас много неотложных проблем»

Политик сообщила, что перед администрацией Даргечита стоит множество неотложных проблем, в частности, трудности с водоснабжением. Этой проблемой займутся в первую очередь. Асия Гезер продолжила: «Безработица – наша большая проблема. Молодежь часто уезжает в мегаполисы и даже за границу, покидая страну. Мы должны над этим работать. Кроме того, владельцы магазинов – всегда мужчины. Мы думаем о том, чтобы создать возможности для трудоустройства женской части населения. У нас есть старый базар, и мы хотим открыть там несколько магазинов для женщин, где они смогут продавать свои изделия и сельскохозяйственную продукцию. Мы также планируем построить приют для женщин. Помимо курсов родного языка для детей, мы стремимся организовать отдельные обучающие курсы для женщин – они смогут обучаться ремеслам, искусству и другим направлениям. У нас также есть план по созданию объектов для молодежи, которые будут способствовать социализации. Мы думаем о создании курсов, строительстве бассейнов, библиотеки и спортивного комплекса, где юноши и девушки смогут проводить время».