Сакине, Фидан и Лейла: пока правосудие не восторжествует
Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейла Шайлемез были убиты в Париже 11 лет назад.
Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейла Шайлемез были убиты в Париже 11 лет назад.
Ровно одиннадцать лет назад в Париже были убиты курдские политики и революционерки Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейла Шайлемез.
С тех пор курды и их друзья выходят на улицы Парижа и проводят протестные мероприятия по всей стране, требуя от французских властей снять с дела гриф конфиденциальности и добиться справедливости для трёх женщин, их семей, близких и всей курдской общины.
ДСЖ, Движение свободных женщин, подробно описало преступление, совершенное в ту ночь, и всё, что происходило в последующие дни.
ДСЖ пишет: «Около часа ночи 10 января друзья, обеспокоенные тем, что не смогли связаться с товарищами с самого утра, отправились на улицу Лафайет, 147 [по этому адресу находился Информационный центр Курдистана, ИКЦ] и увидели, что на втором этаже здания горит свет.
Им удалось открыть дверь центра. Там они обнаружили тела Сакине, Фидан и Лейлы. Женщины были убиты несколькими выстрелами в голову. Спустя полчаса на место происшествия прибыли сотрудники полиции и следователи. Вскоре после того, как об убийстве трех активисток сообщили общественности, представители курдской общины начали собираться у здания ИЦК. Среди пришедших на это место оказался и Омер Гюней, который, возможно, был исполнителем тройного убийства. Через неделю его взяли под стражу, и он отправился в тюрьму.
В 9 утра Мануэль Вальс, министр внутренних дел Франции на тот момент, прибыл на место преступления. Он направился прямо в штаб-квартиру ИЦК в окружении толпы журналистов. Около 9:30 утра он заявил: «Это серьезное дело, и поэтому я здесь. Это преступление неприемлемо. Расследование только что началось, и оно будет идти под руководством прокуратуры; все соответствующие службы мобилизованы, чтобы пролить свет на это чудовищное злодеяние. Я также пришел сюда, чтобы выразить соболезнования близким этих женщин. Многие люди знали главу Информационного центра [Фидан Доган]».
11 января тысячи курдов и соратников курдского народа прошли маршем по улице Лафайет, мимо офиса центра, в компании курдских депутатов Гюльтан Кышанак и Селахаттина Демирташа (в турецкой тюрьме с 2016 года), а также в сопровождении представителей французских политических организаций и выборных должностных лиц.
Президент Франсуа Олланд назвал убийство трех курдянок «ужасным» деянием и подчеркнул, что знал Фидан Доган, как знали её многие политики, с которыми она регулярно встречалась.
12 января 2013 года 150 000 демонстрантов прибыли со всей Европы. Они вышли на улицы Парижа, чтобы выразить свое горе и гнев, требуя от французских властей пролить свет на чудовищное преступление и найти виновных.
15 января 2013 года товарищи трех курдских революционерок принесли их гробы на плечах к месту похоронной церемонии в муниципалитете Вилье-ле-Бель. Огромная толпа собралась, чтобы отдать последнюю дань памяти погибшим.
16 января 2013 года останки Сакине, Лейлы и Фидан доставили в Амед (Диярбакыр), столицу Курдистана, где их ждали сотни тысяч людей.
На следующий день каждая из женщин была предана земле в своем родном городе: Сакине в Дерсиме, Фидан в Эльбистане и Лейла в Мерсине.
Расследование
ДСЖ пишет о расследовании тройного убийства следующее: «Начиная с 10 января, когда сотрудники правоохранительных органов принялись допрашивать окружение трех курдских активисток, они, похоже, сосредоточились исключительно на том, чтобы уладить внутренние конфликты. Курдские ассоциации старались активно сотрудничать со следствием, предоставляя полиции всю информацию, которая могла быть полезна в расследовании.
Через несколько дней, пока шли приготовления к церемонии прощания, лидеры курдских ассоциаций уточнили личность человека, который видел Сакине Джансыз последним в день убийства, 9 января 2013 года. Они обратились в полицию с просьбой допросить его. Таким образом, 14 января 2013 года Омер Гюней впервые выступил перед правоохранителями в качестве свидетеля. 18 января он был арестован.
20 января в парижское полицейское управление отправили анонимный е-мейл (об этом узнали сотрудники журнала l'Express, который опубликовал статью под названием «Три убийства и турецкая зацепка» 15 июня 2013 года), в котором сообщалось, что Омер Гюней – турецкий агент, упоминая его поездки в Турцию. В дальнейшем сообщение о поездках было подтверждено информацией, содержащейся в паспорте Гюнея, обнаруженном два месяца спустя за радиоприемником в его автомобиле.
После этого прокурор Франсуа Молинс выступил на пресс-конференции, объявив, что Омер Гюней (31 год), уроженец Сиваса, был задержан, а другого человека, которого брали под стражу ранее, освободили.
В феврале 2013 года турецкая пресса сообщила, что Гюней трижды ездил в Турцию. Эти поездки состоялись в период с августа по декабрь 2012 года. По словам соседей задержанного, Омер Гюней пользовался 4 или 5 мобильными телефонами, которые не были изъяты при первом обыске. По настоянию курдских ассоциаций французские правоохранители приняли решение провести более серьезный обыск в квартире этого человека, но в итоге делать это пришлось дважды. Телефоны, которые должны были быть найдены во время первого обыска, были изъяты через месяц после совершения преступления.
12 января 2014 года на канале в YouTube была опубликована звукозапись, содержащая разговор между Гюнеем и двумя людьми, которые, судя по всему, были сотрудниками MIT (Турецкой разведслужбы), что сделало предположение о государственном преступлении неоспоримым. На этой записи можно слышать, как Гюней рассказывает о своих планах убийств нескольких курдских активистов и политических представителей курдского народа в Европе.
Лишь в августе 2015 года, под самый конец расследования, занявшего два с половиной года, дело Гюнея было передано в суд присяжных. В постановлении о передаче дела французский прокурор Жанна Дюйе указала на факт «знакомства» Омера Гюнея с MIT. Затем судебное разбирательство, которое было запланировано на период с 5 по 16 декабря 2016 года, было перенесено на конец января 2017 года без всяких причин. Омер Гюней скончался в декабре 2016 года. Сообщалось, что он долгое время страдал от рака головного мозга, перенес легионеллёз и умер от пневмонии.
В марте 2017 года адвокаты семей жертв подали жалобу, приобщив к делу новые улики, подтверждающие идентификацию некоторых спонсоров преступления.
В январе 2018 года исполнительный комитет Ассоциации обществ Курдистана (АОK) обнародовал важную информацию, предоставленную двумя высокопоставленными сотрудниками турецкой разведки, которых РПК (Рабочая партия Курдистана) взяла в плен в августе 2017 года. В частности, АОК сообщили личные данные агента MIT, который принял участие в планировании убийств. Речь идет о Сабахаттине Асале, который на тот момент был заместителем главы департамента MIT, отвечавшего за международные операции.
Этот человек был в составе делегации, направленной турецкими властями в тюрьму на Имралы в самом начале переговорного процесса, который был инициирован в конце декабря 2012 года, за несколько недель до убийств. Эта информация подтверждается следующими данными французского расследования: имя Асала фигурирует среди подписантов документа MIT от ноября 2012 года, фиксирующего информацию о подготовке к нападению на Сакине Джансыз. Этот документ появился в турецкой прессе в январе 2014 года.
В марте 2018 года семьи убитых курдянок подали гражданский иск, упомянув многочисленные связи Омера Гюнея с MIT. После этой жалобы началось новое расследование тройного убийства.
В мае того же года Постоянный народный трибунал (ПНТ) Франции вынес вердикт по итогам заседания «Турция и курды», состоявшегося в Париже в марте 2018 года. ПНТ счел, что «слушания позволили установить, что турецкие власти совершили, организовали или скрывали преступления в рамках общих правовых норм, или государственные преступления против курдских лиц или ассоциаций на своей территории и за её пределами». В этой связи трибунал отметил, что «самым последним случаем стало убийство трех курдских активисток, совершенное в Париже 9 января 2013 года, жертвами которого стали Фидан Доган, Сакине Джансыз и Лейла Шайлемез», расследование которого показало «причастность старших офицеров турецкой спецслужбы MIT».
В 2020 году судья, отвечавший за расследование дела о тройном убийстве, обратился в Министерство внутренних дел Франции с просьбой отменить решение о конфиденциальности дела, чтобы получить доступ к информации, находящейся в распоряжении DGSI (Генеральная дирекция внутренней безопасности, французская контрразведка) и DGSE (Генеральный директорат внешней безопасности), касающейся обстоятельств преступления. Просьба судьи не возымела эффекта.
16 февраля 2021 года бывший начальник разведки Генерального штаба турецкой армии Исмаил Хакки Пекин фактически подтвердил причастности MIT к убийству. Выступая в эфире телеканала CNN Türk, отставной генерал-лейтенант заявил, что против лидеров РПК в Ираке, Сирии и Европе следует провести целевые операции ликвидации, добавив: «Мы должны сделать что-то против их представителей в Европе. Однажды это уже было сделано в Париже...»