Европа

СЕ обсудит решение ЕСПЧ по ситуации Абдуллы Оджалана

В прессе появились сообщения о том, что Комитет министров Совета Европы включит решение ЕСПЧ о правонарушении в ситуации курдского лидера Абдуллы Оджалана в свою повестку дня впервые после заседаний, прошедших в ноябре-декабре 2021 года.

Комитет министров Совета Европы (СЕ) принял решение рассмотреть вопрос о том, было ли выполнено решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в отношении курдского лидера Абдуллы Оджалана, который оказался в турецкой тюрьме в феврале 1999 года и вынужден до сих пор оставаться в беспрецедентной изоляции на острове Имралы.

18 марта 2014 года ЕСПЧ постановил, что приговор к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами без права на условно-досрочное освобождение (так называемое «право на надежду»), вынесенный Абдулле Оджалану, нарушает Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ). Суд постановил, что пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами противоречит статье 3 ЕКПЧ, которая запрещает пытки и жестокое обращение. В дальнейшем ЕСПЧ вынес аналогичные решения в отношении истцов Хаяти Кайтана, Амина Гурбана и Дживана Болтана. 

Комитет министров Совета Европы, который следит за исполнением решений суда, также начал наблюдать за процессом, чтобы обеспечить функционирование правовых механизмов, которые позволят реализовать «право на надежду» в случае пожизненного заключения при отягчающих обстоятельствах. Однако, несмотря на начало процесса мониторинга, ситуацию не выносили на повестку дня заседания Комитета министров, не приняв никакого официального решения.

29 июля 2021 года Ассоциация юристов за права и свободу (АЮПС), Фонд исследований общества и права (TOHAV), Ассоциация по правам человека (АПЧ) и Фонд прав человека Турции (ФПЧТ) направили письменное уведомление в Комитет министров с просьбой о срочном пересмотре постановлений ЕСПЧ и об исполнении/мониторинге этих судебных решений.

Комитет включил этот вопрос в свою повестку дня после получения уведомления и запросил у Турции информацию об уведомлении неправительственных организаций и о процессе выполнения решений, принятых на заседании, состоявшемся в период 30 ноября – 2 декабря 2021 года.

В своем ответе Турция заявила, что с 2009 года никаких нарушений в тюрьме на Имралы не было зафиксировано. Анкара оставила без ответа выводы комитета и рекомендации по «обеспечению права на надежду», а также «внесению поправок в законодательство о режиме исполнения приговоров к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами».

В предыдущие годы турецкие власти комментировали только доклад Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) об условиях содержания заключенных на Имралы.

В своем комментарии для Комитета министров по заявлениям Турции от 12 октября правозащитные и юридические организации отметили, что в ответе турецких властей не рассматриваются ключевые выводы ЕСПЧ о «праве на надежду» и не обсуждаются шаги, необходимые для выполнения постановлений суда. Они заявили, что вместо этого турецкие власти предоставили недостоверную информацию.

9 августа 2022 года адвокатское бюро «Асрин», защищающее интересы курдских узников Имралы, включая Оджалана, также подало новое заявление в Комитет министров с требованием исполнить постановление ЕСПЧ. В ответ Турция признала, что Абдулла Оджалан лишен «права на надежду».

На июньском заседании Комитета министров было принято решение вернуть в повестку дня групповое досье, включающее ситуацию Оджалана.

На своем заседании, запланированном на 17-19 сентября, Комитет обсудит выполнение решений и требований ЕСПЧ по нарушениям в сложившейся ситуации.

Комитет также сможет запросить у Турции объяснения, почему постановление суда не было выполнено, если сочтет это необходимым. 

Помимо этого, Комитет министров вновь занялся судебными делами бывшего сопредседателя ДПН (Демократической партии народов) Селахаттина Демирташаи известного филантропа Османа Кавалы, содержащихся в турецких тюрьмах. Ранее ЕСПЧ уже требовал освободить их без промедлений.

Комитет включил эти решения в свою повестку дня и инициировал процедуру мониторинга правонарушений в связи с неисполнением решения по Кавале.