СДС: чтобы покончить с ИГИЛ, нужно осушить питающий его источник

Представитель пресс-центра СДС Фархад Шами заявил, что Турция оказала наибольшую поддержку наемникам ИГИЛ*, атакующим Хасаке, и добавил, что «для того, чтобы ИГИЛ прекратило свое существование, сначала должны иссякнуть питающие его источники».

Оценивая атаку ИГИЛ на Хасаке и опасность, которую представляют наемники в регионе, представитель пресс-центра Сирийских демократических сил (СДС) Фархад Шами заявил, что для того, чтобы покончить с ИГИЛ, необходимо предать суду и другие силы. Первая из таковых – турецкое государство.

Вечером четверга ИГИЛ совершило нападение на тюрьму, где содержатся его наемники, расположенную в районе Хиверан (Гвейран) кантона Хасаке. В результате нападения ИГИЛ три мирных жителя и сотрудник сил внутренней безопасности были убиты. В ходе столкновений были ликвидированы несколько наемников ИГИЛ.

Отметив, что произошедшее в Хасаке нападение не было обычной атакой, Шами сказал, что если проблема ИГИЛ не будет решена, угроза общественной безопасности будет продолжать существовать везде, в том числе и в европейских странах.

Шами подчеркнул, что нападение было совершено в годовщину оккупации Африна, и добавил, что цель ИГИЛ и турецкого государства состоит в дестабилизации северо-восточных регионов Сирии.

Шами прокомментировал нападение ИГИЛ на тюрьму в Хасаке, опасность, которую то представляет в регионе, и молчание международных сил в беседе с «ANF».

- Это первая попытка ИГИЛ совершить столь масштабное нападение после поражения в Бахозе. Как вы думаете, почему ИГИЛ нанесло такой удар именно сейчас?

- Мы не можем рассматривать нападение наемников ИГИЛ на тюрьму в Хасаке как обычное нападение. Это очень серьезная и опасная ситуация. Потому, что это не местный или региональный инцидент, а стратегическая проблема. ИГИЛ намерено снова возродиться. Это нападение следует рассматривать как попытку как самого ИГИЛ, так и некоторых сил, которые работают над его возрождением. Поэтому мы подходим к ситуации очень серьезно и деликатно. Мы всегда говорили о существовании этой опасности. ИГИЛ может продолжать наносить удары и в будущем. Поскольку некоторые силы считают эту атаку ИГИЛ обычным локальным нападением, они оценивают её всего лишь как попытку освободить некоторых наемников из тюрьмы. Но это заурядный и несерьезный анализ фактов. Ведь цель ИГИЛ состоит в самовосстановлении. Эта ситуация опасна не только для северной и восточной Сирии, но и для всей страны, Ирака и всего мира.

- Есть ли у ИГИЛ шанс вернуться на свой уровень 2014 года? Какую ответственность несут в такой ситуации международные державы?

- Не за горами возможность того, что ИГИЛ воспользуется сложившейся ситуацией и вернется на уровень 2014 года. Особенно это касается пустынных и приграничных районов, которые слишком удалены, чтобы силы безопасности имели над ними контроль, там такая возможность гораздо выше. И я имею в виду как сирийскую границу и пустыни, так и пустынные районы Ирака. Международные державы несут ответственность за эту ситуацию. Многие международные державы рассматривают проблему с ИГИЛ всего лишь как проблему безопасности. Конечно, в этой ситуации имеется аспект безопасности, но есть тут и правовой аспект. Разумеется, пока проблема ИГИЛ не будет решена юридически, аспект безопасности всегда будет говорить о большой проблеме. Эта проблема не будет решена, если силы и государства, которые поддерживают наемников ИГИЛ, Турция in primis, не будут привлечены к ответственности. Потому это необходимо хорошо понимать. За ИГИЛ стоят разведка, военные и государственная власть. Это необходимо полностью осознать и принять в связи с этим соответствующие меры.

После операции в Бахозе некоторые международные силы обратились к ИГИЛ в индивидуальном порядке. Ряд государств хотел вернуть своих граждан из числа наемников. Они заявили, что будут судить этих людей на своих территориях. Они думали, что таким образом покончат с ИГИЛ. Но ситуация с ИГИЛ - гораздо более обширная проблема. Ни одно государство не может решить такую проблему в одиночку. Эта проблема не может быть решена только путем вывоза некоторых семей и детей участников бандформирований ИГИЛ в их собственные страны. Потому что когда ИГИЛ устраивало массовые убийства, совершало преступные деяния и захватило большую часть Ирака и Сирии, оно не был отдельной организацией, состоящей из нескольких человек. ИГИЛ возникло в рамках широкой структуры, имеющей цели и стратегию. Это был не просто Абу Бакр аль-Багдади и еще несколько человек. Поэтому, пока международные государства подходят к проблеме ИГИЛ таким образом, они лишь увеличивают опасность ИГИЛ. Некоторые страны не видели в ИГИЛ себе угрозы, потому что не имели проблем с Исламским государством в своих собственных границах. Но сегодня мы еще раз убедились, что эти пленные представляют большую опасность для всего мира.

- Поддерживала ли международная коалиция ваши силы в ходе этого столкновения?

- Разумеется, силы коалиции оказывают военную поддержку с воздуха. Но этого недостаточно. Прежде всего, необходимо, чтобы иссякнул источник, питающий ИГИЛ. Где само ИГИЛ черпает силу и получает поддержку? Кто его поддерживает? Это должно быть установлено, ответственные должны быть наказаны.

У этих наемников не должно быть надежды на освобождение, потому что они совершили преступления. Они должны предстать перед международным судом. И этот суд должен состояться на нашей территории. Потому, что именно здесь ИГИЛ совершило массовые убийства, здесь они рубили людям головы. Люди, пострадавшие от ИГИЛ, все еще живут на этих землях. Поэтому суд над ИГИЛ должен состояться здесь. Правосудие должно быть обеспечено для тех людей, которые пострадали от ИГИЛ. Однако, пока некоторые силы продолжают практиковать свой обычный подход, у ИГИЛ всегда будет возможность возродиться. ИГИЛ будет продолжать возвращаться к жизни, как пользуясь средствами пропаганды, так и фактически на местах.

Если вы уделите внимание фактам, то увидите, как ИГИЛ уже два дня ведет широкую пропаганду в социальных сетях. Они ведут её так, что кажется, будто они взяли весь Хасаке, и тюрьма теперь в их руках. Эта пропаганда снова станет большой проблемой для стран Европы. Тысячи людей будут привлечены ею и захотят присоединиться к бандформированиям ИГИЛ. Существует серьезная вероятность того, что ячейки ИГИЛ образуются и в европейских странах. Потому, что там возрождается дух ИГИЛ. По этой причине державы международной арены должны оценить проблему ИГИЛ правильно. Мы призываем их рассматривать эту проблему не только как проблему северной и восточной Сирии, Сирии и Ирака. Это проблема, затрагивающая весь мир. ИГИЛ представляет собой большую опасность не только для региона, но и для всего мира.

- Вы упомянули государства и силы, которые поддерживают ИГИЛ. Среди этих держав именно турецкое государство является главным спонсором группировки. Насколько поддержка турецкого государства укрепляет ИГИЛ?

- Есть несколько стран, которые поддерживают ИГИЛ. Но турецкое государство не только оказывает ему поддержку, оно руководит ИГИЛ. Это не пропаганда, есть много документов, подтверждающих то, что я только что сказал. Сколько лет ИГИЛ существовало на границе с турецким государством? Турция открыла для них свои двери. Между турецким государством и ИГИЛ шёл обмен нефтью через пограничный пункт в Гре Спи. ИГИЛ официально вело торговлю с турецким государством. Представители ИГИЛ находились в Турции. Обратите внимание, даже сейчас наемники и их эмиры [вожди] из Бахоза живут в Гре Спи и Сарекание – регионах, оккупированных турецким государством. Вот почему мы говорим, что Турция фактически руководит ИГИЛ. Это был один из планов турецкого государства по вторжению в северные и восточные районы Сирии.

Время последнего нападения также имеет большое значение. Оно было совершено в годовщину вторжения в Африн. Два месяца назад Михемет Авдо Эвад, один из главарей наемников, рассказал в своем признании о планах на тюрьму в Хасаке. Он также говорил о Гре Спи и Сарекание. Пропаганда турецкого государства и пропаганда ИГИЛ совпадают. Общий план в том, чтобы дестабилизировать регионы северной и восточной Сирии. По этой причине турецкое государство нападает иногда открыто, а иногда через ИГИЛ. Все государства международной арены уже видят и понимают это. После этой последней атаки мы докажем, имея на руках документы, что к этому причастно турецкое государство.

- Как вы оцениваете возрождение ИГИЛ, особенно на территориях северной и восточной Сирии? Набирает ли оно силу и в других регионах?

- ИГИЛ проявляется не только в северных и восточных районах Сирии. На деле, ИГИЛ стало гораздо сильнее в других регионах. ИГИЛ действует на территории 60% сирийских пустынь. В частности, оно продвигается в пустыни Дейр-эз-Зора, Ракки, Хамы, Дамаска, Хомса, Эс-Сувайды и даже в пустыни Ирака. 60% пустынной территории Сирии находится под контролем ИГИЛ. Россия и Дамаск не могут контролировать эти районы в необходимой мере. ИГИЛ проводит здесь свои мероприятия и организуется. В последнее время на эти районы было совершено множество нападений. Там были сделаны снимки, которые говорят о присутствии ИГИЛ. Похоже, что ИГИЛ ведет здесь активные действия. Однако, опасность заключается в том, что эти силы [Россия и Дамаск – прим.] слабо контролируют данные районы, и ИГИЛ пытается дотянуться до некоторых других районов.

В частности, город Ресафа, расположенный к западу от Ракки и находящийся под контролем правительства Дамаска, неоднократно становился объектом ударов бандформирований ИГИЛ. Два дня назад этот регион был атакован, и Россия вмешалась в происходящее с помощью авиации. Существует опасность, что ИГИЛ захватит эти регионы и сформирует там коридор, чтобы пройти в северо-восточные районы Сирии. К сожалению, [противостоящие ему] силы действуют нескоординированно. Правительства Дамаска, России и даже Ирака не работают в должной согласованности. Послушайте, нападение на тюрьму в Хасаке представляет большую опасность для Ирака. Однако, до сих пор у нас не велось никакой стратегической работы с иракской армией. Да, иногда мы координируем с ними определенные действия. Но это никогда не выходило на уровень стратегической работы. Это зависит и от иракского государства. Ирак не хочет налаживать диалог с нашими силами. Однако, когда мы обращаем внимание на тюрьму Хасаке, мы понимаем, что многие из наемников на деле иракцы.

* - террористическая организация, запрещена в РФ