Волнения, начавшиеся в Иране и Восточном Курдистане после убийства Жины Амини, продолжаются уже две недели. Эксперт по Ирану, доктор Камран Матин из Сассекского университета в Великобритании комментирует события в регионе для новостного портала BIANET. Матин написал докторскую диссертацию о современной истории Ирана и его революции. С 2007 года он преподает на факультете международных отношений.
«Женское лидерство – беспрецедентный случай для этой страны после революции»
- Мы стали свидетелями народного восстания из-за вмешательства режима в повседневную жизнь населения Ирана. Ожидали ли вы такого развития событий?
- Учитывая ежедневные репрессии и множество форм угнетения в Иране, народных протестов в стране можно было ожидать всегда. Фактически, протесты здесь бывали нередко, последний раз они вспыхнули в 2019 году, когда были убиты около 1500 безоружных демонстрантов.
Однако, масштабы, распространение и длительность нынешних протестов стали неожиданностью для большинства наблюдателей, включая меня. Ещё важнее тот факт, что роль женщин в нынешних протестах в послереволюционном Иране стала ведущей, и это беспрецедентно.
- Как вы думаете, какая проблема заставляет людей выходить на улицы Ирана в первую очередь?
- Женщины Ирана живут под гнетом с момента создания Исламской Республики в 1979 году. Их угнетение было узаконено исламским законодательством, чьи нормы включают обязательное ношение головного платка («подобающая одежда»). Платок был навязан женщинам по всему Ирану насильно. Большинство женщин подвергались преследованиям, их арестовывали или избивали сотрудники так называемой «полиции нравственности», она же «полиция хиджабов». Так обязательный головной платок стал символом крайне антидемократического характера Исламской Республики.
«Jin, Jiyan, Azadî – позитивный лозунг, вовлекающий всех»
- Какой смысл обрел лозунг Jin, Jiyan, Azadî в контексте нынешних событий?
- Важно то, что, в отличие от предыдущих протестов, у этого восстания есть четкий стратегический, позитивный лозунг – «Женщины, жизнь, свобода!», он же Jin, Jiyan, Azadî. Этот лозунг берет свое начало в истории курдского движения в Турции. Также его слышали во время борьбы против ИГИЛ* в Сирии. Он уникальным образом мобилизовал различные группы социума, выражающие свой гнев по поводу трех основных форм угнетения в Исламской Республике: гендерного угнетения, социально-экономического неравенства и политического угнетения как выбранных режимом мишенями людей, так и национальных «меньшинств», включая курдов. Курды играют ведущую роль в оппозиции Исламской Республике со дня ее основания. Причина, по которой слова Jin, Jiyan, Azadî привлекают внимание мужчин и женщин из всех слоев общества заключается в их позитивном призыве и всеохватности.
- Какова цель «Патруля Иршад» и «полиции нравственности» (официальное наименование — «Гаште Иршад», Gasht-e Ershad – прим. ред), пользуются ли они поддержкой у населения Ирана?
- Их целью было принуждение к обязательному ношению головного платка. Его поддерживало незначительное меньшинство, кто-то из-за религиозного консерватизма, кто-то из-за связей с режимом, либо по обеим причинам.
«Каждая женщина в Иране политизирована»
- Как вы думаете, большинство женщин в Иране можно назвать участницами политических процессов?
- Каждая женщина в Иране по определению политизирована, потому что это государство было основано на контроле над женским телом и поведением в общественных местах. Я полагаю, что женщины играют ведущую роль в нынешних протестах.
«Никто не верит пропаганде режима»
- Официальные представители власти обвиняют «иностранные державы» в том, что те стоят за протестами в Иране. Верят ли в это люди?
- Никто не верит пропаганде режима насчет данного вопроса, а социальная база режима составляет очень небольшое меньшинство, как я уже говорил. И, похоже, она сокращается с каждым днем. Тем временем протесты продолжаются.
Вопрос в том, как эти акции повлияют на нынешний режим, правящий в стране. По поступающей с мест информации, силы безопасности и сотрудники полиции устали, истощены и не в состоянии сдерживать протест, если он продолжится.
При таких обстоятельствах это может привести к развертыванию дополнительных сил безопасности. Однако, это будет рискованным решением, которое может привести к расколу в рядах сил безопасности и даже среди структур самого режима.
Такое решение должно быть принято на самом высоком уровне, но поступали сообщения, что верховный лидер Хаменеи серьезно болен. Это значит, что и сам режим может страдать от «болезни» принятия решений. Были сообщения и о том, что режим может рассмотреть вопрос о смягчении закона о головном платке и ограничении или отмене «полиции нравственности».
«Возможность умиротворения путем ядерной сделки»
Однако, режим отказывается внедрять подобные новшества в законодательство сейчас, потому что это означало бы признать поражение перед лицом протестов.
Также власти могут решить договориться с США и Западом о возобновлении иранской ядерной сделки, чтобы Иран получил ресурсы для решения части своих экономических проблем. Это может до некоторой степени улучшить экономическую ситуацию, дабы те, кто вышли на улицы, возмущенные бедностью, прекратили протестовать.
«Режим не может сдержать импульс женской революции»
- Что еще вы хотели бы добавить?
- Режим пока не прибегает к обычному для него применению максимальной силы для подавления народных волнений, как это было во время протестов 2019 года. Тогда были убиты почти 1500 демонстрантов.
Но даже если властям удастся подавить сегодняшние протесты, Иран вряд ли сможет долго сдерживать всю мощь политической энергии женской революции.
* - террористическая организация, запрещена в РФ