Прошло 11 лет с тех пор, как 28 декабря 2011 года 34 человека, включая 17 детей, были убиты в результате авиаудара турецких ВВС по деревне Робоски района Улудере провинции Ширнак. И до сих пор никто не предстал перед судом за совершение массового убийства, которое было проигнорировано правительством, заявившим, что это была всего лишь ошибка. В течение этих 11 лет заявления семей 34 жертв отклонялись местными судами по различным причинам, и не было начато ни одного судебного или административного расследования против кого-либо из государственных чиновников. Семьи 34 человек обратились в Европейский суд по правам человека, однако он вынес решение о неприемлемости заявления о массовом убийстве в Робоски на том основании, что внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны. Тогда семьи обратились в Конституционный суд Турции.
Никто не предстал перед судом
В рамках расследования, начатого после этой кровавой бойни, по делу о массовом убийстве в Робоски было возбуждено три отдельных судебных процесса: уголовный, административный и законодательный. Наиболее подробным среди этих процессов было административное расследование. В то время Управление гражданской инспекции Министерства внутренних дел назначило трех докладчиков для определения возможной ответственности государственных должностных лиц за этот инцидент. 28 февраля 2012 года докладчики опубликовали отчет, в котором говорилось о необходимости проведения расследования в отношении многих государственных служащих. Несмотря на доклад, за 11 прошедших лет перед судом не предстал ни один из государственных чиновников. За это время в Великом национальном собрании Турции была создана специальная следственная комиссия для расследования массового убийства в Робоски. Однако комиссия подготовила отчет, в котором утверждалось, что никакого умысла со стороны должностных лиц не было.
Дело возвращено в Конституционный суд
Юридический процесс, начатый в связи с массовым убийством в Робоски, заставляет семьи страдать еще больше. В конечном итоге, по факту резни было проведено уголовное расследование. Сначала прокуратура Улудере направила дело в прокуратуру Диярбакыра, а прокуратура Диярбакыра направила дело в прокуратуру Малатии. Прокуратура Второй армии Малатии сообщила о деле в прокуратуру Генерального штаба Турции. Расследование проводил военный прокурор Генерального штаба Али Мюждат Эски, позднее уволенный после попытки государственного переворота в Турции 15 июля. В январе 2014 года прокуратура Генштаба приняла решение отказаться от дальнейшего преследования по этому делу на том основании, что уполномоченные военнослужащие допустили неизбежную ошибку в отношении террористической деятельности и отдали приказ об обстреле. После этого решения адвокаты семей обратились в военный суд командования ВВС с протестом против этого решения, однако суд отклонил протест на аналогичных основаниях.
После решения о неподсудности, семьи 40 граждан, включая пострадавших, обратились в Европейский суд по правам человека. Суд вынес решение о неприемлемости жалобы по делу о массовом убийстве в Робоски на том основании, что внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны. После этого решения дело было возвращено в Конституционный суд Турции.
«Политика безнаказанности стара как сама республика»
Хотя прошло уже 11 лет, перед судом так никто и не предстал. По словам правозащитника и адвоката Рейхана Ялчындага Байдемира, политика безнаказанности стара как Турецкая Республика. «Резня в Робоски – один из тех инцидентов, которые никогда не будут забыты».
«Серьезные нарушения прав, как правило, приводят к безнаказанности»
Указывая на то, что отдававшие приказ о нападении, в результате которого погибли десятки мирных жителей, в основном детей, знали, что эти люди были мирными жителями, Рейхан Ялчындаг Байдмир сказал: «Это нападение следует определять как халатность или непредсказуемые действия властей. Расследования, проходящие спустя рукава, и очень немногочисленные судебные иски по поводу таких серьезных нарушений в данном регионе, как правило, приводят к безнаказанности. Следует подчеркнуть, что безнаказанность превратилась в систематическую политику. Робоски – это проблема не Ширнака и курдов, но всей Турции».
«Право людей на жизнь было нарушено»
«Право людей на жизнь нарушалось в инцидентах, которые происходили до и после бойни в Робоски, – сказал Байдмир. – Политика безнаказанности в Турции – это проблема, старая как сама республика. Из-за политики безнаказанности было совершено множество преступлений. Те, кто несет ответственность за эти преступления, оправданы. Поскольку правоохранительные органы в Турции находятся под протекцией, как в Робоски, так и во всем регионе было совершено множество нарушений прав человека. В годовщину бойни в Робоски мы должны подчеркнуть, что ни один человек не находится в безопасности и не имеет гарантированного права на жизнь, пока эта политика безнаказанности не закончится».