Расследование убийства Ведата Айдына завтра вступит в законную силу

Расследование убийства председателя  отделения НТП в провинции Амед Ведата Айдына, убитого JITEM (Силами жандармерии по борьбе с терроризмом), вступит в законную силу 5 июля.

Расследование убийства председателя отделения Народной трудовой партии (НТП) в провинции Амед Ведата Айдына, который был похищен из своего дома в Амеде 5 июля 1991 года и чье бездыханное тело было найдено под мостом в Мадене, район Элязыг, два дня спустя, вступит в силу 5 июля. В этот день истекает срок давности. После того, как было найдено тело Айдына, который был похищен из своего дома людьми в полицейской одежде, Главная прокуратура Элязыга начала расследование. В рамках расследования было взято заявление от жены Айдына, Шукран Айдын. Ее попросили дать описание похитителей.

Через некоторое время Главная прокуратура Элязыга направила дело в Главную прокуратуру Малатьи, заявив, что у неё нет полномочий продолжать расследование. Об убийстве говорилось в отчете, подготовленном после аварии в Сусурлуке в 1996 году, в котором была раскрыта информация о треугольнике государство-мафия-политика, и который хранился на полках в течение 20 лет.

Отметив, что в расследовании нераскрытых убийств должно быть два важных шага, адвокат Мехмет Ариф Алтункалем заявил: «Первый из них – обеспечить соблюдение закона. Второе – это политическая воля. Невозможно сказать, что эти два элемента действительно присутствовали при рассмотрении этого дела. Во время похищения и последующего убийства доказательства не были собраны, поскольку не было ни юридической, ни политической воли для раскрытия этого убийства».

Предшествующие события

Ведат Айдын был главой отделения Народной трудовой партии (НТП) в провинции Амед. В то время он был видной фигурой и широко известным политиком. Когда он был взят под стражу турецкой полицией 5 июля 1991 года, это ни для кого не было большой неожиданностью. Притеснения турецкого государства в отношении курдских политиков были очень распространены, и в то время обычными были издевательства или даже пытки.

Но ситуация осложнилась. На следующий день турецкие официальные лица отрицали, что Ведат Айдын находился под стражей. Поступали сообщения об убийствах, совершаемых турецкими контрпартизанских подразделений в Ширнаке, Джазире и Мардине, но никто не думал, что такой видный деятель, как Ведат Айдын, станет мишенью подобного убийства.

7 июля неопознанное тело было найдено под мостом в Мадене, районе провинции Элязыг, примерно в 50 километрах к северу от Амеда. На теле были следы жестоких пыток и множественные огнестрельные ранения. Семья Айдына бросилась в морг в Мадене и опознала тело.

Турецкая полиция готовилась к бойне

Это убийство вызвало шок в курдской общине, особенно в Амеде, родном городе Ведата Айдына. Три дня спустя турецкие власти передали тело Айдына его семье. Семье сказали, что это было связано с судебными процедурами. Но причина была явно в другом. У турецкого государства были свои собственные приготовления к похоронам. И когда все было готово, они разрешили проводить похороны.

На похоронах присутствовало более ста тысяч человек. Церемонию возглавляли видные представители из числа курдских политиков, а также правозащитники и интеллектуалы. Гроб Айдына был доставлен в мечеть Сумер в центре Амеда. После молитвы собравшиеся направилась на кладбище Мардинкапы для погребения.

Перед входом на кладбище людей остановила турецкая полиция. Полиция заявила, что они не пустят такое большое количество людей на кладбище. Пока шли переговоры о снятии полицейского заграждения, раздались выстрелы.

Так называемые спецназовцы в масках открыли огонь по людям. Царила массовая паника. Выстрелы продолжались 3-4 минуты. Четыре человека погибли на месте. Несколько человек были ранены и доставлены в больницу.

После первого нападения полиция сняла шлагбаум и позволила собравшимся двигаться к кладбищу. Люди снова собрались.

Айдын был похоронен после короткой речи его брата Дениза Айдына.

Люди были преднамеренно избраны мишенью

Все подумали, что все кончено, собравшиеся разошлись, и большинство людей направились в центр города. Но дорога снова была перекрыта турецкой полицией. На этот раз было больше полицейских, больше спецназа и бронетехники. Полиция разрешила людям идти в город небольшими группами. После того, как большинство людей прошли полицейский барьер, только несколько тысяч человек ждали разрешения полиции пройти в центр города.

Сначала раздались три выстрела. Затем сотни вооруженных полицейских открыли огонь по оставшимся людям. Атаку сопровождали вертолет и бронетранспортер. Люди, пытавшиеся бежать из этого района, были схвачены и избиты турецкой полицией.

Депутаты Ахмет Тюрк, Орхан Доган, Хатип Диджле и другие курдские политики были подвергнуты пыткам вместе с журналистами и правозащитниками.

Атака продолжалась около 20 минут. В результате 23 человека погибли и более двух тысяч получили ранения. 19 были похоронены ночью. Только 4 семьям было предоставлено разрешение на проведение похорон надлежащим образом.

23 человека были убиты, и никто не предстал перед судом

Ни один турецкий чиновник или полицейский не предстал перед судом за убийство ни в чем не повинных гражданских лиц. Убийцы Ведата Айдына так и не были найдены.

Убийство Ведата Айдына стало началом целой эпохи. Эпохи политических убийств и внесудебных казней. В период 1991-99 годов было убито несколько тысяч курдов, в том числе депутат парламента Мехмет Синджар. Около двух миллионов курдов были вынуждены мигрировать, около 17 тысяч деревень были сожжены дотла.