Если сравнивать с предыдущими годами, В 2023 году рост числа пыток в местах лишения свободы и нарушений прав в тюрьмах Турции продолжился. Многочисленные случаи применения пыток в официальных центрах содержания под стражей были отражены в прессе, судебных протоколах и отчетах национальных и международных правозащитных организаций. В этом смысле отчеты о пытках и тюрьмах, подготовленные ФПЧТ и АПЧ, а также отчеты о нарушениях в тюрьмах, опубликованные ААС в разное время за первые 11 месяцев 2023 года, показывают, что граждане сталкиваются с серьезными нарушениями как в тюрьмах, так и за их пределами.
Пытки продолжали открыто применяться не только в официальных центрах содержания под стражей, но и на улицах. Десятки людей получили ранения как в тюрьмах, так и за их пределами, особенно в результате нападений сотрудников правоохранительных органов на участников социальных протестов.
За первые 11 месяцев 2023 г:
- 750 человек обратились в ФПЧТ, заявив, что подверглись пыткам и жестокому обращению. 343 человека из числа обратившихся заявили, что подверглись пыткам и жестокому обращению в том же году.
- По данным АПЧ, по меньшей мере 396 человек подверглись пыткам и жестокому обращению в официальных центрах содержания под стражей.
По данным двух организаций:
- ФПЧТ зафиксировал, что не менее 3679 человек, включая 58 детей, были задержаны и не менее 44 человек получили ранения в результате вмешательства сотрудников правоохранительных органов в мирные демонстрации и протесты, организованные в рамках свободы собраний и демонстраций.
- С другой стороны, АПЧ заявила, что по меньшей мере 3766 человек подверглись пыткам и жестокому обращению в результате вмешательства сил безопасности в мирные демонстрации и мероприятия, организованные в рамках свободы собраний и демонстраций.
БЕССРОЧНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ГОЛОДОВКИ
В 2023 году в тюрьме острова Имралы не было посещений. Согласно Бюллетеню изоляции ААС от 15 декабря 2023 года, по состоянию на 2023 год лидер РПК Абдулла Оджалан находится в изоляции уже 24 года и 10 месяцев. Более 3 лет и 9 месяцев ему не разрешались свидания с родственниками. В течение 4,5 лет ему также не разрешалось встречаться со своим адвокатом. В течение 2 лет и 8,5 месяцев с тюрьмой острова Имралы не поддерживается связь.
Адвокатское бюро «Асрин» заявило, что опасения по поводу тюрьмы на острове Имралы усилились после инцидента в Гемлике 4 декабря, и подало заявку на встречу с Абдуллой Оджаланом и другими заключенными 7 декабря. Семьи также подали подобные заявления.
С другой стороны, голодовки, начатые в тюрьмах 27 ноября 2023 года с требованием прекратить изоляцию Абдуллы Оджалана, идут уже целый месяц. Помимо заключенных в тюрьмах, 4 декабря в Диярбакыре, Мерсине, Адане, Ване и Стамбуле начались круглосуточные акции протеста с требованием правосудия.
ПЫТКИ В ТЮРЬМАХ ОСТАЮТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМИ
После введения чрезвычайного положения число случаев пыток и жестокого обращения с заключенными и осужденными в тюрьмах продолжает расти. Только за первые 11 месяцев 109 заключенных пожаловались в АПЧ на пытки и жестокое обращение в тюрьмах. В своем отчете АПЧ отмечает, что ситуация в тюрьмах не изменилась: «Проблемы, которые лежат в основе критики в адрес Института прав человека и равенства Турции, уполномоченного выполнять функции «Национального превентивного механизма», эффективного и важного инструмента в предотвращении пыток, не изменились и в 2023 году. Не было предпринято никаких шагов для гармонизации Института прав человека и равенства Турции, который не имеет структурной, функциональной и финансовой независимости, с принципами Факультативного протокола к Конвенции против пыток и Парижскими принципами. В отчетах о посещениях, опубликованных институтом, имеются принципиальные и методические ошибки».
В том же отчете говорится о статусе судебных и встречных исков против пыток: «В случае подачи жалобы, проведения расследования или возбуждения дела против сотрудников правоохранительных органов, применяющих пытки, против лиц, переживших пытки, немедленно подаются встречные иски по таким основаниям, как «оскорбление сотрудника правоохранительных органов, оказание ему сопротивления, нанесение телесных повреждений сотрудникам, порча государственного имущества» (...) Фактически, в 2022 году прокуратуры возбудили дела против 45 982 человек за «преступления против надежности и функционирования государственного управления» (статьи 247 – 266 УПК), включая преступление «сопротивление сотруднику государственного органа» (статья 265 УПК). С другой стороны, в том же году только 872 человека были привлечены к ответственности за преступления, связанные с пытками и преследованиями (статьи 94 – 96 УПК). Такая большая разница между этими двумя показателями наглядно демонстрирует масштабы безнаказанности, которая продолжает оставаться систематической политикой».
ПЕРВОЕ МЕСТО В ЕВРОПЕ ПО НАПОЛНЯЕМОСТИ ТЮРЕМ
Число заключенных и осужденных в тюрьмах, а также число больных заключенных в тюрьмах остается чрезвычайно велико и в 2023 году. Цифры, приведенные в совместном докладе АПЧ и ФПЧТ, показывают, как растет социальное давление. По данным Министерства юстиции, если в 2005 году число задержанных и осужденных составляло 55 870 человек, то по состоянию на 1 декабря 2023 года в учреждениях исполнения наказаний содержится 280 584 человека. Это означает, что за 18 лет количество задержанных и осужденных увеличилось примерно в пять раз. По данным статистического управления Европейского союза (ЕС) Евростат за 2021 год, Турция имеет самое большое количество и долю заключенных в тюрьмах в Европе. Кроме того, по состоянию на 31 августа 2022 года в Турции насчитывается 437 636 человек, находящихся на испытательном сроке. Вместе с количеством задержанных и осужденных в тюрьмах это число достигает примерно 718 220 человек.
По данным АПЧ, на 30 ноября 2023 года число больных заключенных в тюрьмах составляет в общей сложности 1517 человек, из них 651 – тяжелобольные. По тем же данным, за первые 11 месяцев 2023 года в тюрьмах по разным причинам, таким как болезнь, самоубийство, насилие, отсутствие ухода и т. д., умерло не менее 43 человек. С другой стороны, согласно докладу АПЧ о сожжениях, которые превратились в вид наказания, с начала 2021 года освобождение по меньшей мере 313 заключенных предотвращалось более одного раза за 6 и 3 месяца. 48 заключенных были освобождены после одного или нескольких решений об отсрочке исполнения приговора. Опять же, 88 заключенных, освобождение которых было предотвращено, находятся в списке больных заключенных. 42 из них – тяжелобольные заключенные.