О том, что Организация по запрещению применения химического оружия (ОЗХО) не заинтересована в фактах применения запрещенных отравляющих веществ турецкими войсками в Курдистане, известно давно. Точно так же ни для кого не секрет, что это является прямым нарушением обязательств ОЗХО. Чтобы привлечь внимание общественности к этому факту, 5 августа прошлого года Хоснав Ата вышел на пикет за справедливость перед штаб-квартирой организации в Гааге (Нидерланды). Каждый день с 10 до 13 часов курдский активист из Германии стоял у офиса ОЗХО, чтобы напомнить о причинах создания этой организации и её долге, требуя активных действий против применения токсичного оружия в Курдистане режимом Эрдогана.
«Турецкое государство убило мою племянницу с помощью БОВ. Почему вы не расследуете эти факты?» – написано на фиолетовом плакате, который держит Ата. Речь идет о партизанке Биневш Агаль (Гюльперин Ата), погибшей в конце мая в боях в Куро Жахро, на территории района Зап в южном Курдистане (северном Ираке). Народные силы самообороны Курдистана (НСС) сообщили об обстоятельствах гибели девушки, упомянув, что турецкие войска использовали БОВ на позициях партизан, где находилась Биневш Агаль, в течение нескольких дней. Ещё одна племянница Хоснава Ата погибла в Дерсиме в декабре прошлого года.
На протяжении нескольких месяцев подразделения НСС ежедневно сообщают о документально подтвержденных случаях применения химического оружия турецким противником. В последние годы режим Эрдогана постоянно наносит удары по партизанским районам, используя химическое оружие и запрещенные бомбы.
Согласно годовому отчету о боевых действиях в удерживаемых партизанами зонах обороны Мидии, опубликованному Центральным штабом НСС 23 апреля, за последние двенадцать месяцев турецкая армия использовала запрещенное оружие в боях с партизанами 3 730 раз.
12 июля главнокомандующий НСС Мурат Карайылан прокомментировал эту ситуацию в беседе с ANF, говоря: «В течение почти двух с половиной лет этот район подвергался беспрецедентным бомбардировкам сотни тысяч раз. За это время здесь были испытаны все виды химических веществ. Применялись термобарические бомбы. На позиции НСС сбрасывались фосфорные бомбы, а недавно тактические ядерные бомбы, которые находятся на вооружении стран-членов НАТО и могут быть использованы только с разрешения Североатлантического Альянса, применялись против наших подразделений в Запе, Авашине и Метине».
И даже в этих обстоятельствах ОЗХО, членом которой Турция является с 1997 года, предпочитает хранить молчание. Несмотря на все сообщения НСС о применении химического оружия, призывы курдских организаций и институтов, результаты исследований ряда организаций и усилия частных лиц, а также массовые протесты курдского сообщества, ОЗХО не намерена проверять обвинения, звучащие в адрес Анкары. Даже неоднократные попытки курдских делегаций провести переговоры с её представителями не имели успеха. Попытка передать представителям ОЗХО подробное досье с конкретными документами и доказательствами применения химического оружия тоже не дала результатов, и на данный момент Турция может безнаказанно нарушать международное право войны.
На 359-й день пикета Хоснав Ата объявил о прекращении своей акции, но заявил, что будет продолжать борьбу. В заявлении для прессы приняли участие представители курдских организаций, включая члена Исполнительного совета АОK (Ассоциации обществ Курдистана) Зюбейра Айдара и представителя Автономной администрации северо-восточной Сирии в Европе Абдулкарима Омара.
Абдулкарим Омар: сегодня мы имеем дело с давней угрозой
Абдулкарим Омар заявил: «Мы, курды, неоднократно сталкивались с применением химического оружия – его использовал иракский режим в Халабдже, Турция применяла его в южном Курдистане (северном Ираке) и в Сарекание, в Рожаве. Сегодня мы имеем дело с той же угрозой. Мы призываем международное сообщество, ООН, ЕС и все правозащитные организации, которые способны повлиять на ситуацию, осудить эти нападения и принять меры для того, чтобы подобное не повторилось».
Зюбейр Айдар: наша борьба против несправедливости и применения БОВ будет продолжаться
Зюбейр Айдар выступил от лица АОК, широкой ассоциации курдских организаций. Он напомнил, что атаки с применением химического оружия – военное преступление и преступление против человечества, сказав: «Мы давние жертвы этих атак. Химическое оружие применяется в Курдистане повсеместно. Турецкий режим использует БОВ против наших бойцов и партизан на глазах у всего мира».
Отметив, что 86 лет назад химическое оружие было применено в ходе геноцида в Дерсиме, Айдар добавил: «Они продолжают совершать подобные преступления и теперь. Все должны увидеть правду. Мы – жертвы нападений, в ходе которых используется запрещенное оружие. Мы хотим, чтобы наш голос услышал весь мир. ОЗХО была создана для предотвращения применения химического оружия, которое используется против нас сегодня. Мы будем продолжать действовать, чтобы повлиять на это положение дел. Саддам был привлечен к ответственности, и Эрдоган и его соратники тоже будут привлечены к ответственности. Те, кто совершили преступления, ответят за содеянное. Наша борьба против беззакония и химического оружия будет продолжаться».
Хоснав Ата, в свою очередь, выступил со следующим заявлением:
«Сегодня наступил 359-й день с тех пор, как я начал свою акцию перед зданием ОЗХО. ОЗХО – это международная Организация по запрещению химического оружия, которая базируется в Гааге. ОЗХО играет важную роль с точки зрения каждой европейской страны и стран всего мира. С 5 августа прошлого года я стою здесь каждый будний день, чтобы обратить внимание общественности на факты применения незаконного и запрещенного химического оружия турецкой армией. На протяжении многих лет в СМИ публикуются фотографии и видеозаписи умирающих бойцов, сожженных БОВ останков и задыхающихся людей. Эти материалы свидетельствуют о военных преступлениях, совершенных турецкими солдатами.
Мои родные племянницы, две молодые курдянки, были убиты подобными отравляющими веществами, которые использовали турецкие военнослужащие. Тела моих племянниц – такие же доказательства преступления.
Существует огромное количество убедительных улик, которые должны побудить ОЗХО провести адекватное расследование, включая сотни свидетельств очевидцев и тысячи задокументированных фактов применения БОВ. Более того, организация «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (IPPNW), удостоенная Нобелевской премии, одобрила идею полноценного расследования этих обвинений на основе собственных отчетов и выводов.
Однако, ОЗХО утверждает, что может начать такое расследование лишь по запросу государства-члена ООН. По сути, это означает, что более 40 миллионов курдов не имеют права на защиту от химического оружия, поскольку у них нет своего государства.
И что же делать?
Сегодня, по прошествии года, я объявляю, что прекращаю свой пикет с этого момента. Это не означает, что я сдаюсь и прекращаю борьбу. Я принял это решение после того, как увидел истинное лицо ОЗХО и понял, что их молчание не только нарушает права курдского народа на защиту от химического оружия, но и попирает ценности и достижения народов Европы. Поэтому я передаю эту задачу Вам.
Я хочу сказать, что то, как ОЗХО игнорирует случаи применения Турцией незаконного химического оружия, говорит о наличии угрозы – мы столкнулись с ситуацией, когда ценности, о защите которых заявляют Европа и ООН, более не признаются. Если сегодня курдов можно убивать отравляющим газом, этот очевидный двойной стандарт ОЗХО коснется граждан всего мира. Вспомните события Первой и Второй мировых войн, когда ядовитые газы уничтожали европейские города и отнимали жизни солдат в окопах.
Если бы ответственные представители ОЗХО прислушались к призывам о расследовании и помнили о своем долге, сегодня мои племянницы и все остальные жертвы были бы живы. Молчание ОЗХО, представителей Евросоюза и ООН – признак упадка демократии и будущих бед, которые затронут весь мир.
Вы должны осознать всю серьезность этой ситуации и оказать влияние на власти своих стран в собственных интересах. Вы можете обратиться в ООН через представителей своего государства.
Что касается курдов, то молчание ОЗХО и ООН означает, что нашему народу отказано даже в праве на существование. Когда уполномоченная организация отказывается от расследования под предлогом, который выставляет ООН виновником происходящего, это говорит о том, что у нас не осталось другого способа покончить с химическим террором, кроме как информировать общественность.
Саддам Хусейн травил курдов газом в Халабдже в 1980-х годах, и для восстановления справедливости потребовались десятилетия. Остается надеяться, что ответственные организации, общественные институты и партии, претендующие на то, чтобы представлять демократию и просвещать мир о западных ценностях, не станут соучастниками этого преступления против человечности, которое Турция совершает против курдов снова, теперь уже в XXI веке...»