Призыв к международным действиям против задержаний курдов и активистов в Иране

Открытое письмо: Необходимы срочные международные действия для обеспечения освобождения курдских активистов и других лиц, необоснованно задержанных в Иране.

Тридцать шесть организаций гражданского общества и правозащитных организаций призвали международное сообщество в открытом письме от 3 февраля принять срочные меры в связи с “основанными на произовле” задержаниями курдских гражданских лиц и активистов в ходе недавней волны арестов в Иране.

Они выразили свою озабоченность в связи с опасностью пыток, исчезновений людей и других злоупотреблений, с которыми сталкиваются заключенные во время мирной реализации своих гражданских прав.

“Эти жестокие условия содержания под стражей, которые являются нарушением как иранского законодательства, так и международного права в области прав человека, подвергают задержанных серьезному риску пыток и других видов жестокого обращения, которые широко и систематически практикуются в центрах содержания под стражей, находящихся в ведении органов безопасности и разведки Ирана” – говорится в письме.

Согласно письму, с 6 января 2021 года по меньшей мере 96 курдских гражданских лиц и активистов были арестованы органами безопасности Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) и Министерством разведки без ордера на арест.

Полный текст письма выглядит следующим образом:

Необходимы срочные международные действия для обеспечения освобождения курдских активистов и других лиц, необоснованно задержанных в Иране

Мы, нижеподписавшиеся 36 организаций гражданского общества и правозащитных организаций, призываем международное сообщество безотлагательно обратить внимание на продолжающуюся волну основанных на произволе арестов, содержания под стражей без связи с внешним миром и похищений людей иранскими властями, направленных против десятков людей из обездоленного курдского меньшинства Ирана в провинциях Альборз, Керманшах, Курдистан, Тегеран и Западный Азербайджан.

До настоящего времени иранские власти не предоставили никакой информации о причинах арестов, но, согласно достоверной информации, собранной из информированных источников, существуют серьезные опасения, что аресты вызваны мирным осуществлением отдельными лицами своих прав на свободу мнений, их свободное выражение и ассоциации, в том числе путем участия в мирной деятельности гражданского общества и/или предполагаемой поддержки политических взглядов курдских оппозиционных партий, стремящихся к уважению прав человека для курдского меньшинства Ирана.

Основываясь на прошлых случаях документированных нарушений прав человека иранскими властями, нижеподписавшиеся организации серьезно обеспокоены тем, что задержанные подвергаются риску пыток и других видов жестокого обращения, направленных на получение принудительных “признаний”, и что они могут быть впоследствии использованы в крайне несправедливых судебных процессах по ложным обвинениям в преступлениях, связанных с национальной безопасностью.

Согласно информации, собранной из информированных источников, с 6 января 2021 года по меньшей мере 96 человек (88 мужчин и 8 женщин) из иранского курдского меньшинства, включая активистов гражданского общества, борцов за трудовые права, защитников окружающей среды, писателей, студентов университетов и ранее заключенных политических активистов, а также лиц, не имевших известной истории активной деятельности, были арестованы силами безопасности Иранской революционной гвардии или агентами министерства разведки, иногда с применением насилия.

Аресты произошли по меньшей мере в 19 городах пяти провинций, включая: Карадж (2) в провинции Альборз; Джаванруд (1), Керманшах (2) и Павех (4) в провинции Керманшах; Банех (1), Дивандаррех (1), Калатарзан (3), Мариван (9), Санандадж (4), Саккез (3) и Саравабад (4) в провинции Курдистан; Тегеран (3) в провинции Тегеран; Банех (1) в провинции Курдистан, Букан (23), Махабад (10), Накаде (4), Ошнавие (11), Пираншахр (7), Рабат (3) и Урумие (1) в провинции Западный Азербайджан.

По данным информированных источников, большинство арестов было произведено без предъявления властями ордера на арест задержанных. На самом деле органы прокуратуры Махабада и Урумии, который является центром провинции Западный Азербайджан (и большинство арестованных были доставлены в центры содержания под стражей в этой провинции), сообщили семьям задержанных, что их офисы не выдали ордеров на арест лиц, задержанных силами безопасности Корпуса стражей исламской революции, и они не знают об их судьбе или местонахождении.

По состоянию на 2 февраля 2021 года семь арестованных были освобождены (в трех случаях под залог и в четырех случаях безоговорочно), но остальные остаются под стражей без доступа к своим семьям и адвокатам, и широко распространены опасения, что волна необоснованных арестов продолжится.

Содержание под стражей без связи с внешним миром и похищения

Согласно информации, полученной из информированных источников, из 89 лиц, которые остаются под стражей, по меньшей мере 40 подверглись похищению и власти отказываются раскрывать какую-либо информацию об их судьбе и местонахождении их семьям.

Остальные 49 человек содержатся в следующих местах: 25 – в следственном изоляторе министерства разведки в Урумии, 13 – в следственном изоляторе сил безопасности Революционной гвардии в Урумии, три – в следственном изоляторе министерства разведки в Мариване, пять – в следственном изоляторе сил безопасности Революционной гвардии в Санандадже, два – в следственном изоляторе министерства разведки в Керманшахе и один – в центральной тюрьме в Махабаде.

Информация о местонахождении этих задержанных появилась после того, как некоторым из них было разрешено сделать короткие телефонные звонки своим семьям через несколько часов или дней после их ареста, чтобы проинформировать семьи их об их местонахождении. Однако власти отказались информировать семьи задержанных о причинах их задержания и запретили дальнейшее общение между задержанными и их близкими, включая телефонные звонки или посещение родственников. Задержанным было отказано в праве на доступ к адвокату и оспаривание законности их содержания под стражей, и власти сообщили их семьям, что такая ситуация будет продолжаться до завершения процесса расследования.

Эти жестокие условия содержания под стражей, которые являются нарушением как иранского законодательства, так и международного права в области прав человека, подвергают задержанных серьезному риску пыток и других видов жестокого обращения, которые широко и систематически практикуются в центрах содержания под стражей, находящихся в ведении иранских органов безопасности и разведки.

Революционная гвардия и агенты министерства разведки подвергали семьи задержанных угрозам и оскорблениям, когда они искали информацию о своих близких и предостерегали их от общения со средствами массовой информации или общения с органами ООН по правам человека.

Эти нарушения надлежащей правовой процедуры делают последние аресты и задержания практически во всех случаях основанными на произволе и, следовательно, незаконными.

Незаконные аресты, связанные с мирной реализацией прав человека

Согласно собранной информации, в то время как некоторые из арестованных в ходе недавнего всплеска репрессий являются общественными активистами и предыдущим опытом участия в экологических ассоциациях и культурных инициативах, большинство из них, по-видимому, являются молодыми мужчинами и женщинами в возрасте около 20 лет, которые проявляют свою активность через неформальные круги, ориентированные на гражданские и политические права курдского меньшинства Ирана.

Мы обеспокоены тем, что это подавление прав человека и запугивание, притеснения и нападения на молодых курдских активистов со стороны иранских властей направлены на то, чтобы удержать их от участия в общественных организациях и формирования своего видения общества.

Мы также обеспокоены сообщениями о том, что многие лица, возможно, стали объектом преследования на основе их предполагаемой поддержки политических взглядов курдских оппозиционных партий, запрещенных властями Ирана.

Иранские власти жестко ограничивают или, во многих случаях, запрещают политические оппозиционные партии, особенно те, которые представляют общины этнических меньшинств, таких как иранские курды. Некоторые курдские оппозиционные партии имеют отдельные вооруженные фракции, базирующиеся за пределами Ирана, которые участвуют в вооруженном противостоянии с правительственными государственными органами внутри страны. Иранские власти регулярно преследуют лиц из курдского меньшинства Ирана при помощи необоснованных арестов и задержаний просто на основании их реальной или предполагаемой поддержки, или связи с курдскими оппозиционными партиями и редко предоставляют достаточные доказательства, указывающие на прямую или косвенную причастность обвиняемых к международно признанным преступлениям.

Мы напоминаем, что право на свободу мнений и их свободное выражение включает в себя право критиковать политическую социальную систему, поддерживаемую властями, и право мирно отстаивать любые политические идеи или взгляды, если они не пропагандируют ненависть, представляющую собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Наказание отдельных лиц за те мнения, которых они могут придерживаться, является серьезным нарушением права на свободу мнений и их свободное выражение, защищаемого Международным пактом о гражданских и политических правах, государством-участником которого является Иран.

Ужасный список

На протяжении десятилетий этнические меньшинства в Иране, в том числе курды, арабы-ахвази, азербайджанские турки, белуджи и туркмены, сталкиваются с укоренившейся дискриминацией, ограничивающей их доступ к образованию, занятости, минимально достаточному жилью и политическим должностям. Продолжающееся слабое инвестирование в районы, населенные меньшинствами, усугубляет нищету и маргинализацию. Несмотря на неоднократные призывы к языковому разнообразию, персидский язык остается единственным языком обучения в начальной и средней школе.

По данным курдских правозащитных групп, в 2020 году более 500 человек из курдского меньшинства Ирана, включая правозащитников, были арестованы по политически мотивированным причинам и обвинены в широком спектре нечетко обозначенных преступлений, связанных с национальной безопасностью. По меньшей мере 159 из них впоследствии были приговорены к тюремному заключению сроком от одного месяца до 17 лет, а четверо были приговорены к смертной казни. [1]

По словам Специального докладчика ООН по Ирану, “курдские политические заключенные, обвиняемые в преступлениях в отношении национальной безопасности... составляют непропорционально большое число тех, кто был осужден к смертной казни и был казнен” [2]. В 2020 году по меньшей мере четыре человека из иранского курдского меньшинства были казнены после крайне несправедливых судебных процессов, связанных с их предполагаемой причастностью к вооруженной оппозиции [3].

Мы серьезно обеспокоены тем, что неспособность расследовать, преследовать и отстранять от власти лиц, ответственных за приказы, осуществляющие или попустительствующие необоснованным арестам и задержаниям, похищениям, задержаниям без связи с внешним миром, пыткам и другим примерам жестокого обращения в Иране, привела к широко распространенным и систематическим нарушениям прав человека и преступлениям с точки зрения международного права, совершаемым с абсолютной безнаказанностью.

Мы, нижеподписавшиеся организации гражданского общества и правозащитные организации, призываем международное сообщество в срочном порядке обсудить с иранскими властями изложенные выше проблемы и настоятельно призываем их:

  • Немедленно и безоговорочно освободить всех необоснованно задержанных лиц и прекратить кампанию подобных арестов представителей курдского народа;
  • До их освобождения защищать всех задержанных от пыток и других видов жестокого обращения;
  • Немедленно проинформировать семьи о судьбе, местонахождении и правовом статусе их задержанных родственников, находящихся под стражей в государственных органах, и положить конец практике похищений;
  • Обеспечить, чтобы лицам, лишенным свободы, предоставлялось право уведомлять третье лицо, обращаться к адвокату, оспаривать законность содержания под стражей и хранить молчание, а также обеспечить, чтобы признания, полученные в нарушение права на уведомление о правах, не допускались к участию в судебном разбирательстве.;
  • Проводить независимые, беспристрастные и транспарентные расследования утверждений о пытках и других видах жестокого обращения и привлекать виновных к ответственности в ходе справедливых судебных разбирательств.;
  • Положить конец дискриминации этнических и религиозных меньшинств в законодательстве и на практике, уважать, защищать, поощрять и осуществлять права человека каждого человека в стране;
  • установить официальный мораторий на все казни с целью отмены смертной казни.

Подписанты:

Абдоррахман Боруманд Центр по правам человека в Иране

Правозащитная организация Ахваз

”Все права человека для всех в Иране”

Международная амнистия

”Арсе Севом”

”СТАТЬЯ 19”

Ассоциация по правам человека азербайджанского народа в Иране (АПЧАНИ)

Ассоциация юристов-гуманитариев

Правозащитная группа Белуджистана

Организация кампаний активистов Белуджистана

Центр за гражданские права

Центр по правам человека в Иране

Центр сторонников прав человека

”Вместе против смертной казни ” (МПСК)

Европейская правозащитная организация Ахвази (ЕПОА)

Общество народов, находящихся под угрозой исчезновения

6Rang (”Иранская сеть лесбиянок и трансгендеров”)

Организация по правам человека Hengaw

Human Rights Watch

”Удар Ирана”

”Права человека в Иране”

Иранский Центр документации по правам человека

Международное образовательное развитие

Женский центр Иранского Курдистана

”Законность Ирану”

Права человека в Курдистане-Женева (ПЧК-Ж)

Курдистанская правозащитная сеть (КПС)

Группа Miaan

Международная группа по правам меньшинств

Out Right Action International

Фонд Сиамак Пурзанд

Общество народов, находящихся под угрозой исчезновения, Швейцария

Туркменские активисты за права человека

Единство Ирану

Организация непредставленных наций и народов (ОННН)

Всемирная коалиция против смертной казни