Турция

Призыв ДПН к международной поддержке Туглук и больных заключённых

Депутаты от ДПН Фелекнас Уджа и Хишияр Озсой призывают международные организации и институты выступить в защиту жизни Айсель Туглук и всех тяжело больных заключенных в Турции, пока не стало слишком поздно.

Представители парламентской группы ДПН Демократической партии народов по внешней политике в турецком парламенте Фелекнас Уджа и Хишияр Озсой в очередной раз обращаются к международным институтам с призывом немедленно вмешаться в ситуацию, сложившуюся вокруг Айсель Туглук и всех больных заключенных турецких тюрем, пока не стало слишком поздно. В своем обращении два депутата подчеркивают, что в декабре ДПН уже несколько раз обнародовала информацию об ухудшении здоровья находящейся в заключении политика Айсель Туглук, требуя ее незамедлительного освобождения.

Это обращение последовало за предыдущим заявлением ДПН от 7 января, когда партия выступила в защиту своей соратницы, политика ДПН и бывшего депутата г-жи Айсель Туглук, отбывающей заключение в турецкой тюрьме.

Туглук была арестована по сфабрикованному обвинению в «терроризме» в декабре 2016 года. Она страдает от деменции, и за время заключения состояние её здоровья очень ухудшилось.

В заявлении партии, опубликованном во вторник, сказано следующее:

«В 2017 году Туглук потеряла свою мать, Хатун Туглук. На церемонию похорон в Анкаре напала расистская толпа, и тело матери пришлось отвезти в ее родной город Дерсим, чтобы похоронить. Через некоторое время после потери матери и травмы, полученной в результате этого нападения, у Туглук начались проблемы со здоровьем. Она часто говорила своей семье и адвокатам, что не хочет, чтобы об этом говорили, но ее состояние продолжало ухудшаться. Страдая от усугубляющейся потери памяти, Туглук потеряла возможность заботиться о себе. 15 марта университетская больница Коджаэли поставила ей диагноз «деменция». В своем заключительном отчете, опубликованном 12 июля, судебно-медицинские эксперты заявили, что деменция может прогрессировать, могут возникнуть проблемы с медицинской поддержкой и необходимым уходом и Туглук не сможет продолжать свою жизнь без посторонней помощи. Затем Туглук направили в Институт судебной медицины (ATK), который относится к Министерству юстиции. После двухчасового обследования АТК пришел к выводу, что Туглук «может продолжать жить [самостоятельно] и исполнение ее приговора может продолжаться в тюрьме при условии ее лечения и регулярных обследований». На основании этого заключения прокуратура отклонила просьбу об отсрочке исполнения приговора Туглук.

21 декабря адвокаты Туглук обратились за третьим отчетом, и их ходатайство было удовлетворено. В государственной больнице Коджаэли «Измит Сека» была сформирована комиссия. Ее ситуация будет изучена снова, и будет подготовлен новый отчет.

24 декабря сопредседатель ДПН, г-жа Первин Булдан, посетила Айсель Туглук в тюрьме типа «F» в Кандыре. Булдан обнаружила, что Туглук не в состоянии удовлетворить свои потребности. Она отметила, что той трудно говорить и узнавать людей и что у нее есть ограничения в передвижении.

Как мы неоднократно подчеркивали в своих заявлениях, тюрьмы Турции стали центрами жестокого обращения и пыток. Международному сообществу хорошо известно о бесчеловечных условиях содержания и крайней изоляции в тюрьме острова Имралы, на что также обращала внимание ЕКПП в своих различных докладах по Турции. Многие заключенные по всей Турции живут в аналогичных условиях крайней изоляции, пыток и жестокого обращения, которые еще больше усугубились во время пандемии. Такие условия привели к самоубийствам в тюрьмах и смертям больных заключенных. По данным правозащитных организаций, в настоящее время в Турции насчитывается более 1600 больных заключенных. Жестокое обращение стало настолько распространено, что больные заключенные либо покидают тюрьмы в гробах, либо погибают через несколько дней после освобождения. Сотни других больных заключенных, таких как Айсель Туглук, не были освобождены и их оставили умирать в застенках на основании политически мотивированных отчетов Института судебной медицины. 

К сожалению, за последние несколько недель случилась целая серия смертей в тюрьмах.

Ведат Эркмен, отбывающий пожизненное заключение в тюрьме города Текирдаг, был найден мертвым в своей камере 19 декабря. Его семье сообщили, что это было самоубийство.

Ильяс Дамир, отбывающий пожизненное заключение в тюрьме города Болу, был найден мертвым в своей камере 17 декабря. Дамир страдал психическими расстройствами.

Халил Гюнес, онкологический больной, отбывающий пожизненное заключение в тюрьме Диярбакыра, был найден мертвым в своей камере 15 декабря. Его просьбы об освобождении по состоянию здоровья были отклонены.

Абдулреззак Шуюр, еще один больной раком, умер в провинции Измир в тот же день.

9 декабря Гарибе Гезер, двадцативосьмилетняя женщина, курдский политик, была найдена мертвой в своей одиночной камере в тюрьме Кандыры. Администрация тюрьмы заявила, что Гезер покончила жизнь самоубийством. Ранее Гезер сообщала, что подвергалась сексуальному насилию и пыткам со стороны тюремных охранников. Двадцать две женщины-депутата от ДПН довели эти сообщения о пытках и сексуальном насилии до сведения парламента и министра юстиции, но безрезультатно.

Мы призываем международное сообщество, прежде всего ЕКПП и другие соответствующие органы Совета Европы, комиссаров по правам человека при СЕ и ООН, правозащитные и женские организации, а также всех друзей и коллег принять немедленные меры в защиту Айсель Туглук и всех больных заключенных, меры против этой бесчеловечной ситуации в турецких тюрьмах, пока не стало слишком поздно.

Для многих уже слишком поздно».