Постоянный автор Medya News Мэтт Брумфилд опубликовал крупную статью на левой новостной платформе Truthdig, анализируя репрессии, с которыми сталкиваются в Европе интернационалисты, вернувшиеся с фронтов борьбы с ИГИЛ*.
Брумфилд пишет о том, что эти люди остались «остались один на один с ПТСР [посттравматическим стрессовым расстройством] и преследованиями со стороны западных правительств».
В статье, опубликованной спустя десять лет с начала борьбы с террористическими бандформированиями, отмечается, что по меньшей мере десять интернационалистов покончили с собой по возвращении в Европу. Брумфилд рассказывает об их судьбах:
«Когда-то они были героями. С 2014 года сотни американских добровольцев и граждан других стран отправились в Рожаву, чтобы присоединиться к возглавляемым курдами силам самообороны, сражавшимся с Исламским государством Ирака и Леванта*, или ИГИЛ. Когда они помогли переломить ситуацию и изгнать джихадистов из Ракки при поддержке американских авиаударов и ограниченной наземной помощи, молодые левые бойцы и американские военные ветераны гибли бок о бок под антифашистским флагом».
Однако, по возвращении на родину добровольцы-интернационалисты оказались брошены на произвол судьбы как политиками, так и общественными деятелями, которые когда-то превозносили их, как героев. Государства преследовали их, стремясь заклеймить террористами, чтобы умиротворить Турцию. Брумфилд рассказывает:
«Сенсационное освещение в СМИ сопровождало их в бою. Западные медиа были очарованы зрелищем идеалистичных молодых североамериканцев, сражающихся плечом к плечу с курдскими женщинами в борьбе не на жизнь, а на смерть против возрождающегося авторитарного исламизма... Десятилетие спустя возглавляемые курдами сирийские подразделения были брошены своими бывшими западными союзниками, и мировой прессе больше нет дела до «героев войны с ИГИЛ». Фильм «Анархисты против ИГИЛ» так и не был снят. Вместо этого добровольцы вернулись домой и столкнулись с проблемами, которые хорошо известны ветеранам других конфликтов – депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и рисками суицида. Вместо того, чтобы предложить институциональную поддержку, правительства США, Великобритании и Европы следят за возвращающимися добровольцами и преследуют их, выполняя указания Турции».
Брумфилд рассказывает о том, как Агир, курд-интернационалист, родившийся в Великобритании и служивший полевым медиком в Рожаве, был остановлен вооруженными сотрудниками контртеррористической службы в лондонском аэропорту Лутон. Направлявшегося на похороны погибшего товарища Агира допросили в соответствии с Приложением 7 к Закону о терроризме Великобритании. Приложение 7 дает полиции широкие полномочия допрашивать людей в портах и аэропортах, не требуя обоснованных подозрений в преступлении. Допрашиваемым лицам грозит арест за террористическое преступление, если они не ответят на вопросы, порой у них изымают электронное оборудование и ограничивают доступ к адвокатам. Полиция также может потребовать пароли к телефонам или ноутбукам под угрозой ареста.
Джон Холмс, представитель Сети солидарности с Курдистаном в Великобритании, рассказал Брумфилду, что британские власти и другие правительства стран ЕС используют целый ряд тактик запугивания – от арестов до обысков в домах, запретов на поездки и ограничительных условий освобождения под залог, чтобы оказать давление на вернувшихся добровольцев. Холмс сказал Брумфилду: «Их цель – изолировать, разрушить сети солидарности. Люди чувствуют, что за ними следят, и поэтому должны держаться подальше от товарищей, потому что это может подвергнуть их опасности. Это наносит огромный ущерб психическому здоровью».
Великобритания – один из главных виновников репрессий против интернационалистов, сражавшихся с ИГИЛ. Джейми Дженсон, бывший доброволец Отрядов народной самообороны (ОНС), покончил с собой, находясь под следствием в Великобритании за то, что воевал против джихадистских бандформирований в северо-восточной Сирии. Другой доброволец ОНС Дэн Берк провел восемь месяцев в тюрьме под следствием по обвинению в терроризме во время эпидемии коронавирусной инфекции, прежде чем Королевская прокурорская служба сняла с него обвинения без объяснения причин.
Брумфилд отмечает, что гражданские добровольцы тоже подвергались преследованиям. Он пишет:
«Волонтеры-медики, экоактивисты и участницы женских движений регулярно сталкиваются с проблемами на границе, когда им запрещают выезд; некоторые из этих гражданских добровольцев также покончили с собой после возвращения». Джона Аллена из Сети солидарности с Курдистаном арестовали, после чего выпустили под залог и вынудили три раза в неделю являться в полицейский участок только за то, что он поддерживал экологическую делегацию, отправившуюся в Рожаву».
Самого Брумфилда «продержали в греческой тюрьме два месяца и запретили въезд на всю территорию ЕС из-за его работы журналистом в Рожаве».
В США у волонтеров зачастую ещё меньше возможностей поддержки, чем в Европе, и они вынуждены бороться с депрессией и проблемами психологического характера в одиночку. В 2021 году Коннор Ли-Каваниши покончил с собой после возвращения из Сирии. Ему несколько раз наносили визиты сотрудники ФБР, расспрашивая о его деятельности в качестве волонтера. Его мать рассказала Брумфилду:
«После первых двух недель [возвращения домой] он утратил контроль, потеряв надежду и цель... У него не было медицинской страховки, и мы ждали, пока сможем отправить его к психиатру для терапии, чтобы ему выписали лекарства. Ни одна из тех мер, которых мы ждали, не помогла».
После смерти Коннора ФБР продолжало преследовать его сестру.
Женщина-доброволец Ривер О'Мэхони Хэгг, тоже ветеран армии США, рассказала Брумфилду, что, вернувшись домой, она «потеряла всё – семью, работу и два дома. Я была бездомной около восьми месяцев».
Многие добровольцы, рисковавшие жизнью, чтобы поддержать борьбу с ИГИЛ, столкнулись с репрессиями и презрением по возвращении на родину. Статья Брумфилда подчеркивает важность организации взаимопомощи и поддержки интернационалистов, которые по-прежнему подвергаются давлению со стороны западных государств, ранее называвших себя союзниками в борьбе с ИГИЛ.
* - террористическая организация, запрещена в РФ