Послание народа на выборах в Ираке и южном Курдистане

Жители Ирака и южного Курдистана пришли на избирательные участки три дня назад. Необходимо оценить сообщения, которые люди хотели дать на выборах, учитывая низкую явку и потерю голосов за курдские партии.

Внеочередные всеобщие выборы прошли в Ираке и южном Курдистане 10 октября. Это были первые внеочередные всеобщие выборы, проведенные в Ираке после выборов 2003 года после свержения диктатуры Саддама Хусейна.

Основной причиной проведения досрочных выборов стали массовые народные протесты, которые начались в октябре 2019 года и непрерывно продолжались около года в шиитских городах Наджаф, Кербела, Зиккар, Миссан, Мусена, Насирия, Дивания и других городах на юге страны. Во время этих демонстраций люди критиковали отсутствие услуг и выдвигали множество требований, таких как устранение неравенства между регионами, прекращение безработицы, эффективная борьба с коррупцией, судебное преследование коррумпированных чиновников, проведение досрочных выборов и запрет существующим партиям участвовать в выборах. Главным их требованием была отставка действующего правительства.

Примерно через два месяца после демонстраций тогдашний премьер-министр Адиль Абдул-Махди подал в отставку. Правительство Мустафы Казими было сформировано лишь примерно пять месяцев спустя. Оно давало много обещаний, самым важным из которых было проведение досрочных всеобщих выборов, которые действительно состоялись. Демонстранты хотели, чтобы ни одна из существующих партий не участвовала в выборах. Тем не менее все эти партии выдвинули своих кандидатов на выборах.

10 октября граждане южного Курдистана и Ирака пришли на избирательные участки. Выборы состоялись, объявлены неофициальные результаты. Почти каждая партия объявила о своей победе. Однако если посмотреть как на низкую явку, так и на количество голосов, полученных партиями на выборах, становится ясно, что это не так.

Сразу после падения диктатуры Саддама Хусейна первые выборы в Ираке состоялись 15 декабря 2005 года. Явка на выборах составила 59%. Следующие выборы прошли 7 марта 2010 года при явке 62,4%. На третьих выборах, состоявшихся 30 апреля 2014 года, явка упала до 60 %. Явка на четвертых выборах, состоявшихся 12 мая 2018 года, значительно снизилась – до 44,5%. Согласно официальному сообщению, явка на выборах, состоявшихся 10 октября, составила около 41%. На сегодняшний день это самая низкая явка в истории Ирака. Все согласны с этим. Более того, общественность не доверяет Независимому высшему избирательному совету Ирака, который является официальным институтом государства.

С другой стороны, считается, что по крайней мере 10% избирателей, пришедших на избирательные участки, поставили штампы более одного раза, что сделало их голоса недействительными. Если их исключить из показателя явки и даже если официальное заявление государства будет признано правдивым, явка на выборах не превышает 31%.

Политический посыл граждан ясен. 70 % людей говорят, что не доверяют этим партиям и что они не хотят идти на избирательные участки, чтобы проголосовать за них. Некоторые из пришедших на избирательные участки испортили бюллетень.

В выборах в Ираке приняли участие около 170 партий, 10 списков, 21 альянс и несколько необъявленных союзов. 3 249 кандидатов от этих партий, списков, альянсов и коалиций приняли участие в выборах, чтобы стать членами парламента. Если рассматривать математически, то получается, что проголосовавшие на выборах поддерживают кандидатов своих партий, списков и альянсов. Поэтому кажется, что никто, кто не был близок к партиям, альянсам и спискам, фактически не ходил на избирательные участки и не голосовал.

Это объясняет потерю голосов партий. Например, список Сариуна лидера шиитов Муктады ас-Садра, который занял первое место на предыдущих выборах по всему Ираку, потерял около 8 мест на этих выборах. Кроме того, бывший премьер-министр Хайдер аль-Абади и Движение национальной мудрости потеряли много голосов. Движение «Мудрость», возглавляемое Аммаром аль-Хакимом, и список Наср Хайдера аль-Абади получили около 20 мест на предыдущих выборах. Однако двое участвовали в этих выборах как союз, а количество их мест не превышает 20.

Избирательное фиаско партий южного Курдистана

Наиболее очевидная потеря голосов наблюдается у партий южного Курдистана.

ДПК, получившая 724 727 голосов на предыдущих выборах, получила 420 430 голосов на последних выборах. При этом было потеряно 304 297 голосов. Патриотический союз Курдистана (ПСК) получил 364 638 голосов на предыдущих выборах, в то время как на последних выборах он получил 150 155 голосов, потеряв 214 483 голоса. Движение «Новое поколение», которое на предыдущих выборах набрало 152 645 голосов, на последних выборах набрало 135 140 голосов. Движение «Горран» набрало 199 661 голос на последних выборах и только 2230 голосов на последних, потеряв 177 311 голосов. Партия исламского единства, набравшая 98 019 голосов на предыдущих выборах, кажется, единственная, кто увеличил количество голосов до 105 110 голосов. Эта потеря голосов и низкая явка на выборах показывают, насколько избиратели не доверяют политическим партиям. Хотя ДПК потеряла почти половину своих голосов, она увеличила количество парламентариев с помощью уловок и игр и объявляет это победой на выборах.

Общее количество голосов, полученных всеми партиями южного Курдистана на последних всеобщих выборах в Ираке, составляет около 810 000. За ДПК проголосовало около 300 000 человек. Голоса ДПН в Турции и северном Курдистане составляют около 6 миллионов. Голоса, полученные ДПН только в провинции Амед, почти вдвое превышают количество голосов, полученных ДПК в южном Курдистане и Ираке в целом. ДПН получила около 550 000 голосов в городе Амед. Однако ДПК утверждает, что имеет право говорить от имени всех курдов. Фактически ДПК даже не может говорить от имени южного Курдистана, не говоря уже о всех курдах. Хотя некоторые партии увеличили количество мест в южном Курдистане, все партии проиграли выборы. Например, хотя количество голосов Движения нового поколения уменьшилось примерно на 18 тысяч, количество его мест увеличилось вдвое.

Самый очевидный пример потери голосов – движение «Горран». Полученных партией голосов недостаточно даже для получения одного места в парламенте. Движение «Горран», заявившее о внесении изменений на выборах 2014 года, получило 5 мест в парламенте Ирака на выборах 2018 года. Однако общественность возразила против ее участия в региональной администрации и правительстве, согласившись с ДПК после региональных выборов. Избиратели наказали движение «Горран» на последних выборах. Таким образом, движение «Горран», которое отождествлялось с тем, что Сами Абдуррахман представлял в 1982 году, ушло в прошлое. Ничирван Мустафа утверждал, что вносит изменения в политическую жизнь, пока он был активен в политике. Однако эта линия изменилась после его смерти. Вот почему люди протестовали против движения «Горран» на последних выборах.

Еще один важный момент заключается в том, что более 300 000 избирателей, которые ранее голосовали за ДПК, изменили свое мнение и заявили, что им явно не нравится турецкое вторжение и политика, которую ДПК проводит вместе с захватчиками. Однако пока неизвестно, что будет делать ДПК, чтобы противостоять потере своей популярности.

Как оценивать народное послание

Если мы хотим оценить результаты выборов в южном Курдистане и Ираке, мы можем утверждать, что люди сказали: «Мы не хотим вас, вы не можете управлять нами, поэтому мы не голосуем за вас». Я считаю, что необходимо взглянуть на это с этой точки зрения и принять соответствующий подход. Если политические партии не оценят это сообщение должным образом, они столкнутся с тем, что произошло с Саддамом двадцать лет назад. Саддам Хусейн не верил, что какая-либо сила может победить его, и думал, что он навсегда останется у власти.

Еще один важный вывод, который следует сделать из этих результатов, заключается в том, что люди критически относились к той модели демократии, которую продвигают США и Европа. Потому что Соединенные Штаты и международная коалиция являются единственными ответственными за фрагментацию Ирака.

Что насчет президента

Хотя ДПК потеряла большинство голосов, она объявила себя победителем выборов. Как интересно! После предыдущих выборов, поскольку ДПК считала себя получившей наибольшее количество голосов и больше мест, она заявила, что президентство Ирака было их правом, несмотря на соглашение Мам Джалала и Масуда Барзани. Таким образом, ДПК выдвинула Фуата Хусейна против Бархама Салиха. ДПК не победила, но выдвинула своего кандидата. После последних выборов ДПК заявит то же самое. Как отреагирует на это ПСК, будет серьезным вопросом.

Кто будет следующим премьер-министром Ирака

Есть несколько вопросов, на которые нужно ответить после выборов. Первый вопрос заключается в том, кто будет следующим президентом, что, кажется, является проблемой между ДПК и ПСК. Другой вопрос, кто будет спикером парламента и премьер-министром. Невозможно сформировать правительство и назначить премьер-министра без согласия всех политических сил в Ираке. Кроме того, ни премьер-министр, ни президент не могут быть назначены без молчаливого согласия Ирана и США. Следовательно, необходимо знать, что даже если это останется проблемой для курдов – а, похоже, так и будет, – у политика, не одобренного США и Ираном, нет шансов стать президентом. Поэтому необходимо понимать, что серьезные проблемы будут держать Ирак в напряжении после выборов и что их не так просто решить без международных сил.

Все политические партии потеряли голоса. Партии знают, что даже если бы они не потеряли голоса и имели шанс быть у власти в одиночку, они не смогли бы прийти к власти без согласия США и Ирана. Надо наблюдать, что станет с Ираком и какая администрация будет сформирована после выборов, потому что необходимо понимать, что даже те, кто заявляет, что победили на выборах в Ираке, ничего не могут сделать. Вот что значит быть колонией.