Турция

Память политика Ведата Айдына почтили у его могилы

Представители провинциального отделения Партии народного равенства и демократии (ПНРД) в Амеде посетили могилу курдского политика Ведата Айдына на кладбище Мардинкапи, которое расположено в районе Сур.

5 июля 1991 года Ведат Айдын, председатель провинциального отделения HEP (Народной партии труда) был задержан у себя дома в провинции Амед (Диярбакыр) тремя сотрудниками JITEM, которые представились полицейскими. Его тело было найдено в районе Маден в Элязыге два дня спустя.

Представители провинциального отделения Партии народного равенства и демократии (ПНРД) в Амеде посетили могилу курдского политика Ведата Айдына на кладбище Мардинкапи, которое расположено в районе Сур.

На памятном мероприятии присутствовали представители Ассоциации солидарности с семьями, лишившимися родных, политики ДПР, депутаты от ПНРД Адалет Кая и Мераль Даниш Бешташ и курдский политик Гюльтан Кышанак.

Выступая после минуты молчания в память о тех, кто отдали жизни в борьбе за свободу и демократию, сопредседатель отделения ПНРД в Амеде Аббас Шахин заявил, что со дня убийства Айдына прошло 33 года.

Вейси Айдын, брат Ведата, пожелал всем мира в Курбан-байрам и сказал: «Борьба курдского народа вышла на важный этап. Пусть кровопролитие остановится, и придет мир».

Комментируя приговор по делу Тахира Эльчи, депутат от ПНРД в Эрзуруме Мераль Даниш Бешташ сказала: «Они не вправе говорить, что нашего товарища убила пуля, которую выпустил «неизвестный человек». Они оправдали убийц Тахира. Этот режим сначала убивает, а потом оправдывает убийц. Сегодня это может быть ПСР, завтра – другая партия, но менталитет турецкого режима не меняется».

Курдский политик Гюльтан Кышанак возложила гвоздики на могилу и сказала: «Ведат Айдын был убит в темный период нашей истории. Мы все надеемся, что когда-нибудь наступит новый светлый день. Ведат заслуживает этого».

Гражданская панихида завершилась молитвой.

Предыстория событий

Ведат Айдын, председатель отделения HEP (Народной партии труда) в провинции Амед, был задержан у себя дома тремя сотрудниками JITEM, которые представились полицейскими, 5 июля 1991 года. Через 2 дня, 7 июля, его тело было найдено в районе Маден, на территории провинции Элязыг.

Айдын, арестованный во время военного переворота 12 сентября 1980 года, провел в тюрьме 4 года. После освобождения он начал работать над созданием известной Ассоциации прав человека (АПЧ) вместе с группой курдских интеллектуалов. В 1990 году он был избран в Совет директоров отделения АПЧ в Амеде, а 28 октября 1990 года его арестовали за выступление на курдском языке на съезде ассоциации, проходившем в Анкаре.

На слушаниях политик выступал в свою защиту на курдском языке. В конце 1990 года он был избран председателем отделения АПЧ в Амеде, а в июне 1991 года, после 4-месячного заключения, стал председателем провинциального отделения Народной партии труда.

После того, как в ночь на 5 июля 1991 года 3 сотрудника JITEM забрали его из дома, наступил черный день 7 июля, когда истерзанное тело правозащитника нашли под мостом в районе Маден.

По меньшей мере 8 человек погибли и ещё десятки получили ранения в результате нападения полиции на марш, организованный сотнями тысяч людей, которые участвовали в похоронах в Амеде 10 июля 1991 года, пока толпа шла к кладбищу Мардин Капы.

Турецкая кампания 90-х годов

В 90-х годах в Турции началась кампания, направленная против курдской борьбы за независимость. Это был один из самых жестоких периодов в новейшей истории страны. Турция начала использовать свою многовековую тактику – массовые убийства и переселение этнических групп.

Все началось с убийства Ведата Айдына

Ведат Айдын был главой отделения партии HEP в Амеде. Он успел стать широко уважаемым политиком, и когда он был взят под стражу турецкой полицией 5 июля 1991 года, это не стало ни для кого новостью. В те дни притеснения курдских политиков были крупной проблемой, а заключение под стражу или даже пытки были обыденностью.

Но вскоре всё усложнилось. На следующий день после ареста Айдына турецкие чиновники отрицали, что он находится под стражей. Поступали сообщения об убийствах, совершенных контрпартизанскими отрядами турецкого режима в Ширнаке, Джизре и Мардине, но никто не думал, что жертвой станет такая известная фигура, как Ведат.

7 июля под мостом в Мадене, районе провинции Элязыг, расположенном примерно в 50 километрах к северу от Амеда, было найдено неопознанное тело мужчины. На теле были обнаружены следы жестоких пыток и многочисленные огнестрельные ранения. Родственники Айдына поспешили в морг в Мадене и опознали останки.

Турецкая полиция готова убивать

Это убийство потрясло курдскую общину, особенно Амед, родной город Ведата Айдына. Через три дня турецкие власти отдали тело политика его семье. Близким людям убитого сказали, что это связано с определёнными юридическими процедурами, но дело было в другом. Турецкий режим тоже готовился к похоронам Айдына.

На последнем прощании с правозащитником присутствовало более ста тысяч человек. Перед собравшимися отдать дань уважения Айдыну выступили видные деятели курдской политики, правозащитники и представители интеллигенции. Гроб был доставлен в мечеть в центре города. После молитвы толпа отправилась на кладбище Мардинкапи.

Перед входом на кладбище толпу остановили сотрудники турецкой полиции, которые заявили, что не пустят на кладбище такое множество людей. Пока шли переговоры с полицией, раздались выстрелы.

Сотрудники отдела специального назначения, прибывшие на место в масках, открыли огонь по толпе. Началась паника. Выстрелы продолжались в течение 3-4 минут; за это время четыре человека были убиты на месте, ещё несколько человек были ранены – их отвезли в больницу.

После первого нападения полиция убрала заграждение, и люди смогли попасть на кладбище. Толпа собралась снова.

Тело Айдына было предано земле после короткого выступления его брата Дениза.

Жертвы, которых намеренно выбрали в качестве мишеней

Когда толпа разошлась и большинство людей начали пошли по направлению к центру города, дорогу им снова преградили сотрудники полиции. На этот раз их было больше; также было больше спецназовцев и бронетехники. Полиция разрешила толпе идти в город, разбившись на небольшие группы. После того, как большинство людей прошли полицейский барьер, несколько тысяч человек ждали разрешения полиции, чтобы направиться в центр города.

Сначала прозвучали три выстрела. Затем сотни вооруженных сотрудников полиции начали стрелять по оставшимся людям. С воздуха их поддерживал вертолет. Тех, кто пытались убежать, ловили и избивали.

Депутаты Ахмет Тюрк, Орхан Доган, Хатип Диджле и другие курдские политики были избиты вместе с журналистами и правозащитниками.

Всё продолжалось около 20 минут. В результате этого нападения погибли 23 человека и более двух тысяч получили ранения. 19 человек были похоронены ночью, и только четыре семьи получили разрешение на достойные похороны.

Никто не предстал перед судом после 23 убийств

Ни один турецкий чиновник или полицейский не предстал перед судом за убийство невинных мирных жителей. Убийцы Ведата Айдына тоже не были найдены.

Это убийство стало началом новой темной эпохи, эры политических убийств и внесудебных расправ. В 1991-99 годах было убито несколько тысяч курдов, включая члена парламента Мехмета Синджара. Около двух миллионов курдов были вынуждены мигрировать, покинув свои дома, а около 17 тысяч деревень были сожжены дотла турецкими силовиками.