Иран

ПСК: курдский проситель убежища Хосрави был экстрадирован в Иран

Бехзад Хосрави, проживавший в Южном Курдистане с 2014 года, был арестован 18 августа и выдан иранским властям.

Правозащитная сеть Курдистана (ПСК) сообщила, что курд Бехзад Хосрави, просивший убежища политик Демократической партии Восточного Курдистана (ДПК-И), был передан иранским властям после задержания силами безопасности в Сулеймании. Об это сообщили его родственники.

Хосрави жил в Южном Курдистане (северном Ираке) с 2014 года, где и был арестован 18 августа.

По данным ПСК, его семья узнала об экстрадиции в ходе телефонного звонка, когда мужчина позвонил своему брату из Секкеза (провинция Курдистан), находясь в отделении Министерства разведки.

Сестра просителя убежища, Бигард Хосрави, сказала в беседе с ПСК: «Наша семья живет в Курдистане с 2014 года, а Бехзад вступил в ДПК-И в 2017 году. 14 августа моего брата вызвали в отдел безопасности в районе Курдат в Сулеймании. Он работал, и поскольку он не мог взять отгул, то пришел в отдел безопасности на следующий день, где его допрашивали в течение нескольких часов. Тогда же сотрудники управления безопасности связались с нами и попросили принести мобильный телефон брата. Получив телефон, они заставили Бехзада назвать им пароль, и в итоге через несколько часов он был отпущен под залог».

По словам сестры, Хосрави «простой человек, который никогда никому не причинял вреда», и, будучи уверенным в своей невиновности, он пришел в отдел безопасности через три дня, 18 августа, чтобы забрать свой телефон.

С тех пор семья не получала никаких известий о его местонахождении. Сестра рассказывает: «Мы несколько раз ходили к ним, но нам не дали никаких четких ответов о судьбе моего брата. Наконец, 1 сентября нас с матерью вызвали в управление безопасности, где сотрудники проявили неуважение и угрожали нам. Они сообщили, что Бехзад переведен в тюрьму и у них больше нет никакой информации о его положении. Они также сказали нам, что у нас есть 10 дней, чтобы покинуть Сулейманию, иначе мы будем экстрадированы в Иран. Мы услышали столько оскорблений и угроз, что у моей матери случился нервный срыв на месте».

Когда стало известно, что Бехзад был экстрадирован в Иран, 6 сентября органы безопасности Южного Курдистана опубликовали следующее заявление: «Бехзад Хосрави не был политическим активистом и был арестован за отсутствие вида на жительство и возвращен в Иран по его собственной просьбе».

Однако, согласно данным, указанным в документах резидента, и письму от Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), копии которых поступили в распоряжение ПСК, вид на жительство Хосрави в Курдистане действителен до 13 декабря 2024 года. Помимо этого, он зарегистрирован в УВКБ как проситель политического убежища.

7 сентября ДПК-И выпустила заявление, в котором подтвердила, что Хосрави является членом партии и был экстрадирован в Иран службой безопасности в Сулеймании, добавив, что партия предпримет все возможные юридические действия для помощи Бехзаду в рамках судебной системы Курдистана.

Иран и Ирак подписали совместное соглашение о безопасности в 2023 году, и в последние месяцы иранские военные чиновники указывали на положения, требующие ликвидации лагерей оппозиционных партий и организаций иранских курдов. Речь идет о лагерях, расположенных в иракской части Курдистана. Ряд активистов и членов партии, проживавших в лагерях в окрестностях Сулеймании, недавно были вынуждены перебраться под надзор регионального правительства Курдистана.

В прошлом году официальные представители Ирана и Ирака объявили о подписании совместного соглашения о безопасности. Хотя точные детали договоренностей так и не были обнародованы, в последние месяцы несколько командиров Корпуса стражей исламской революции (КСИР) заявили, что в соответствии с этим соглашением лагеря оппозиционных партий иранских курдов в Курдистане должны быть закрыты, а некоторые представители этих партий и политические активисты, проживающие в Курдистане, будут экстрадированы в Иран.

В рамках этого соглашения в последние дни многие члены трех курдских партий – Организации Комала курдской Коммунистической партии Ирана, Партии Комала Восточного Курдистана и Комала Тружеников Курдистана, – годами жившие в лагерях, расположенных в районах вблизи Сулеймании, были вынуждены перебраться в лагеря вблизи города Дукан в той же провинции. Там они разместились под наблюдением сил властей Южного Курдистана.