Комиссия по языку, культуре и искусству Партии народного равенства и демократии (ПНРД) выступила в здании провинциальной организации партии в Амеде (Диярбакыр) с заявлением против притеснений и нападок на курдский язык. Сопредседатели комиссии Хевал Дилбахар и Джемиле Турхалли Балсак зачитали текст на курдском диалекте курманджи.
В заявлении подчеркивается, что с момента основания Турецкой республики продолжаются притеснения курдского языка: «За последнее столетие авторитарные правители превратили нашу страну в кладбище культур и языков и уничтожили все языки в стране. Самые грозные удары наносили по курдскому языку. Из-за нападок и притеснений исчезли тысячи наших газет и книг. Многие курды были убиты, избиты и арестованы за то, что говорили на родном языке. Заключенных пытали в тюрьмах, потому что они курды. В течение столетия курдский народ страдал от варварского угнетения. В XXI веке курдский язык в Турции по-прежнему под запретом. Его существование отрицают. Его не изучают в школах. В органах власти нашей страны углубилась идея о том, что права курдов не стоит брать во внимание. Теперь монистические идеи, враждебные курдскому народу, пытаются уничтожить наш язык, используя различные инструменты.
Репрессии, ставшие системой 100 лет назад, нанесли огромный ущерб языку и культуре. С начала XXI века и по сей день правительства, инспекторы, органы управления чрезвычайными ситуациями проводят языковую политику. Результатом стали секретные доклады, штрафы, запреты и репрессии, культурный геноцид и идеи о расовом превосходстве, а также особая политическая инженерия. Эта политика, которая также укоренилась 100 лет назад, проводится в жизнь правительством ПСР-ПНД. Власть имущие адаптировали ее к сегодняшним условиям с помощью системы губернаторства. По этой причине они снова назначили своих ставленников в наши муниципалитеты Мардин, Батман и Халфети и узурпировали волю народа. Прежде всего, этими действиями они поставили под угрозу разнообразие языков. С сайтов муниципалитетов исчезли версии на курдском языке. Во многих местах отменили концерты курдской музыки. В целом нападки на курдский язык усилились.
В последней четверти XX века курдский народ начал борьбу за защиту и развитие своих ценностей, требуя свободы культуры, языка и идентичности. Благодаря этому курдский язык развивался и с каждым днем становился все более популярным. Сегодня миллионы курдов борются и сопротивляются за защиту, развитие и свободу курдского языка. Мы не пришли к этому легко, мы заплатили высокую цену. Никто не должен думать, что мы откажемся от нашего языка и забудем о нем. Силы, выступившие против нас, должны знать, что мы продолжим борьбу за курдский язык с тем же рвением и пылом, что вы видели до сегодняшнего дня.
Как ПНРД, мы будем усиливать и расширять нашу борьбу за курдский язык и все ценности на основе многоязычной и многокультурной политики, используя конкретные, устойчивые, постоянные, эффективные методы – без остановки повсюду. В связи с этим мы еще раз заявляем, что курдский язык должен получить официальный статус и стать языком образования. Поэтому мы призываем всех курдов, партии, институты, демократические платформы, а также всех поборников гуманизма выступить против любых форм агрессии и попыток уничтожить курдский язык, где бы курды ни жили».