ПНРД: нужно как можно скорее встретиться с Оджаланом
Комиссия по законодательству и правам человека ПНРД опубликовала отчет о нарушениях прав. Комиссия подчеркнула необходимость срочной встречи с Абдуллой Оджаланом.
Комиссия по законодательству и правам человека ПНРД опубликовала отчет о нарушениях прав. Комиссия подчеркнула необходимость срочной встречи с Абдуллой Оджаланом.
Севда Челик Эзбингёль и Озтюрк Тюркдоган, сопредседатели Комиссии по законодательству и правам человека Партии народного равенства и демократии (ПНРД), рассказали о докладе, подготовленном ими ко Всемирной неделе прав человека 10–17 декабря, в заявлении для прессы, которое зачитали в штаб-квартире партии.
В докладе основное внимание уделяется изоляции Абдулллы Оджалана.
Севда Челик Эзбингёль указала на то, что в 2024 году участились по меньшей мере на 50 процентов нападения на офисы партии и депутатов, а также случаи судебных преследований политиков и запреты в городах Курдистана.
По меньшей мере 948 политических арестов
Эзбингёль сообщила, что в период с декабря 2023 по декабрь 2024 года было задержано не менее 948 человек, из них 632 – арестованы. В том числе 256 рядовых членов и руководителей ПНРД были взяты под стражу, 50 из них заключены в тюрьму: «За тот же период было произведено 3128 задержаний членов нашей партии, выборных должностных лиц и работников, которые участвовали в акциях и мероприятиях, организованных нашей партией. Из них 409 человек были отправлены в тюрьму. Кроме того, было зафиксировано 564 задержания и 173 ордера на арест за участие в празднованиях и памятных мероприятиях в определённые дни, а также за акции протеста, организованные совместно с нашей партией с целью создания общественной оппозиции».
Назначение провластных ставленников
По словам Севды Челик Езбингёль, после местных выборов 31 марта в 8 муниципалитетах, где победу одержала ПНРД, власти назначили своих ставленников. В течение 2024 года было совершено 9 атак на офисы партии, в том числе ее штаб-квартиру. Депутаты от партии дважды подвергались нападениям в парламенте. Много раз их микрофоны отключали, когда они выступали на курдском языке.
Запреты в Ване
С 2016 года в Ване постоянно запрещают протесты и мероприятия, как сказала Севда Челик Эзбингёль. Только в 2024 году было запрещено 94 протеста и мероприятия.
Марш свободы
13 октября в Амеде был фактически запрещен митинг с требованием прекратить изоляцию Абдуллы Оджалана и найти демократическое решение курдского вопроса. Во время Великого марша свободы, который начался 1 февраля 2024 года и в котором приняли участие представители организаций гражданского общества, сотрудники правоохранительных органов на разных этапах вмешивались в акции в Ване, Карсе и Урфе. Севда Челик Эзбингёль заявила, что в разные даты полиция вмешивалась в восемь акций протеста и задержала по меньшей мере 81 человека. Она добавила, что по делу Кобани были вынесены сотни лет тюремного заключения.
Эзбингёль отметила, что «3 июня вмешательство в демократическую политику и избранную волю народа после выборов и в последующий период приобрело новые масштабы. 3 июня 2024 года наш сомэр Джоламерга (Хаккари) Сыддык Акиш был задержан под предлогом судебного процесса, который продолжается с 2012 года. Мы столкнулись с несправедливым назначением доверенного лица, что фактически превратило текущий судебный процесс против него в решение об аресте и наказании.
31 октября власти назначили своего ставленника в Эсеньюрте, 4 ноября — в Мардине, а 22 ноября — в Оваджике и Дерсиме. Продолжающиеся процессы назначения ставленников режима в Халфети, Батмане, Мардине и Ване демонстрируют масштабы этой несправедливости».
Права заключенных
Заключенные подвергаются различным нарушениям прав, что комиссия смогла доказать после посещения более ста тюрем в 2024 году, отметила Эзбингёль: «Мы представили 794 вопроса и ходатайства. Мы также обратились в Институт по расследованию нарушений прав человека при парламенте. Мы посетили почти 300 заключенных, провели сотни личных встреч с администрацией тюрем по телефону, а наша комиссия в этом году подготовила как минимум два доклада о тюрьмах и продолжает свою работу». Тюрьмы по-прежнему остаются зоной нарушений, требующей пристального внимания: от тяжелобольных заключенных, произвольных дисциплинарных наказаний, самосожжений заключенных, обысков с обнажением до нарушения права на здоровье».
Тюрьма Имралы
Эзбингёль сказала, что «в одном из докладов о тюрьмах мы рассказали о продолжающемся процессе изоляции в тюрьме на острове Имралы. Как Комиссия по правам человека, мы следим за этим процессом, особенно в отношении нарушений прав и устранения изоляции, что является одним из наиболее важных вопросов».
Озтюрк Тюркдоган заявил: «Турция продолжает применять двойные стандарты. Что бы кто ни говорил, закон о борьбе с терроризмом и связанное с ним законодательство – это отражение двойных стандартов, что касается деятелей оппозиции и курдов. Покончить с этим можно путем демократизации».
Необходимо разрешить встречи с Оджаланом
Тюркдоган сказал: «Турция должна решить курдский вопрос. Текущие события на Ближнем Востоке и ситуация в Сирии показывают важность достижения демократического и мирного решения курдского вопроса. Дискуссии, которые ведутся в Турции с 1 октября, должны перерасти в новый мирный процесс. И разговоры не должны затягиваться. Просьба нашей партии о встрече с Оджаланом в тюрьме на острове Имралы должна быть удовлетворена как можно скорее. Турции следует как можно скорее приступить к реальному процессу урегулирования. И она должна предпринять шаги для решения курдского вопроса подлинно демократическими и мирными средствами».
Кроме того, Тюркдоган сказал: «Если мы действительно хотим вернуться к демократии, мы должны начать с выполнения решений ЕСПЧ и Конституционного суда. Наши друзья Демирташ и Юксекдаг, Осман Кавала и его товарищи, а также все политики, находящиеся в заключении, должны быть освобождены. Очень важно, чтобы Джан Аталай вышел на свободу. Мы призываем Турцию соблюдать свои же законы. Турция должна стать демократичной страной. Нужно покончить с изоляцией на Имралы как можно скорее».