Озой: заявления о химическом оружии должны быть расследованы

Турецкое правительство отрицает использование химического оружия в Курдистане, несмотря на явные доказательства его применения. Если это так, то должно быть разрешено проведение независимого расследования, заявил политик ДПН Хишьяр Озсой.

Кадры применения химоружия в турецких атаках на партизан HСС (Народные силы самообороны) в Южном Курдистане (Северный Ирак) вызвали бурную реакцию, и этот вопрос также был поднят в парламенте Анкары. В то время как министр обороны Хулуси Акар отрицал химические атаки на том основании, что турецкие вооруженные силы не обладают химическим оружием, было начато расследование в отношении главы Турецкой медицинской ассоциации (TTB) Шебнем Корур Финджанджи. Известный судебно-медицинский эксперт и лауреат Гессенской премии мира 2018 года заявила после просмотра видеозаписи, что показанные симптомы указывают на использование нервно-паралитических веществ и что данные факты необходимо расследовать.

Депутат ДПН (Демократическая партия народов) Хишьяр Озсой, сопредседатель комитета партии по иностранным делам, рассказал ANF об этом вопросе. Он сказал, что вопрос может быть прояснен только после того, как независимая делегация расследует инцидент.

Проблема не нова

Озсой отметил, что дискуссия о применении химического оружия в Южном Курдистане  не нова. В регионе идет война в течение шести-семи месяцев, и мирные жители из окрестных деревень были госпитализированы из-за воздействия химических газов. Озсой сказал, что две делегации пытались попасть в регион, чтобы расследовать это, но им не разрешили сделать это: «Две разные делегации отправились в регион, чтобы выяснить положение людей, которые, как сообщается, подверглись воздействию химических веществ. Но, к сожалению, региональное правительство Южного Курдистана отказало делегациям в доступе в соответствующие районы. Следует отметить, что само это правительство уже пострадало от применения химического оружия и пережило резню в Халабдже. Его поведение, конечно, неприемлемо».

Шокирующие кадры

Депутат ДПН сослался на «шокирующие и бесчеловечные картины» умирающих партизан и заявил, что есть серьезные обвинения, которые нельзя опровергнуть словами министра обороны. Озсой подчеркнул, что единственный способ выяснить истину — это выезд на место происшествия независимой делегации и проведение расследования. Он добавил, что если у правительства нет опасений по поводу правдивости собственных заявлений, то оно должно открыть  путь для независимой делегации.

Что касается дела против Шебнем Корур Финджанджи, Озсой заявил, что как судебный эксперт она является экспертом и врачом, который всегда полностью придерживается своей профессиональной этики. Озсой отметил, что против Финджанджи была начата «охота на ведьм» только потому, что она сказала, что инцидент должен быть расследован: «Только потому, что она интерпретировала кадры с профессиональной точки зрения и сказала, что дело должно быть расследовано, все, начиная с президента Эрдогана, немедленно напали на нее. Селахаттин Демирташ сделал заявление по этому поводу в Твиттере».

Озой объяснил, что оппозиция, которая должна была проявить себя в такие моменты, продемонстрировала свою обычную классическую этатистскую позицию, в то время как она должна была резко осудить эти серьезные обвинения. Ссылаясь на бойню в Дерсиме 1937/1938 годов, Озсой заявил: «Такой подход не может существовать в правовом государстве. В истории Турции людей убивали газом в пещерах Дерсима и раньше. Это то, что говорится в официальных отчетах государства. Но пока это так, депутаты, за исключением депутата от НРП Сезгина Танрыкулу, который представил парламентский запрос по этому вопросу, могут заявить, что такого не может быть и они тут непричем. Шебнем Корур Финджанджи справедливо сказала, что международная независимая делегация, включая экспертов из Турции, должна поехать туда и расследовать дело на месте. Кроме того, все слова и «обсуждения» направлены на то, чтобы закрыть этот вопрос и являются не чем иным, как демагогией».

«Для достижения мира необходимо решить курдский вопрос»

Озсой напомнил, что в прошлом, когда государство теряло желание решать курдский вопрос, оно прибегало ко всевозможным насильственным методам. Заявление министра обороны Акара «В нашей культуре не существует таких вещей, как пытки или наказания» неубедительно. Депутат ДПН заявил: «Разве курдские деревни не были сожжены? Разве не убивали людей на улицах? Есть многочисленные архивные данные на эту тему с 1990-х годов. Сейчас Хулуси Акар говорит, что этого не может быть. Но у нашего народа есть память.

Мы своими глазами видели, как пытали людей посреди села. Очевидно, что когда государство теряет волю решать курдский вопрос, то оно прибегает ко всем видам насилия. Когда перегораживаешь путь для политического решения, ты прокладываешь путь средствам насилия. Это так же просто, как 2+2=4. Поэтому, конечно, у нас нет ожиданий и надежд на это правительство. Если вы действительно хотите мира и спокойствия в Турции, вы должны решить курдский вопрос. Конфликт уже продолжается 100 лет, а если все так и будет идти, то он продлится еще столько же. Народ от этого только проиграет. И те, кто у власти, найдут способ остаться у власти далее, используя подобные проблемы в своих целях».

В заключение Хишьяр Озсой отметил, что ДПН продолжит заниматься этим вопросом и выступит с рядом инициатив по расследованию применения химического оружия.