Тюрьмы в Курдистане и Турции – средоточие серьезных нарушений прав человека. Вот уже 29 месяцев от лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, самого известного политзаключенного нашего времени, который содержится в полной изоляции в островной тюрьме на Имралы, не поступало никаких вестей. Система изоляции, впервые опробованная на Имралы, распространяется на все тюрьмы страны год за годом и день за днем. Больные заключенные умирают в стенах тюрем, в освобождении людей отказывают под ничтожными предлогами даже после 30 лет заключения. Глава Ассоциации адвокатов Вана Синан Озараз побеседовал с новостным агентством «Месопотамия», рассказав о ситуации в местах лишения свободы.
«Нарушаются базовые права»
Озараз подчеркнул, что в местах лишения свободы нарушаются универсальные принципы права, и сказал: «Прав, которые входят в это определение, много, например, право не подвергаться пыткам и жестокому обращению, право на сохранение здоровья, право на общение и свидания с близкими. И, конечно, мы говорим о запрете на изоляцию. Если мы оценим ситуацию в тюрьмах в Турции, то увидим, что многие из этих прав нарушаются постоянно. Это положение дел быстро перерастает в систематическое нарушение прав».
Озараз сообщил, что Ассоциация адвокатов Вана занимается расследованием происходящего в тюрьмах по просьбе заключенных и их семей. Ассоциация представит результаты в виде отчета.
Судебная медицина как инструмент пыток
Пытки заключенных и жестокое обращение запрещены национальными и международными конвенциями, напомнил Озараз, сказав: «Исполнение наказаний в тюрьмах должно соответствовать этим основным принципам. Но, стоит заглянуть в отчеты о правонарушениях, мы сразу же видим, что эти права нарушаются. В пенитенциарной системе существует множество проблем с доступом к медицинской помощи. Поступают сообщения о том, что заключенные не получают ответа на свои запросы о лечении, что помощь оказывается с проволочками или что они подвергаются бесчеловечному обращению при отправке в больницу. Заключенных заставляют проходить унизительный осмотр полости рта. Это недопустимо, законы не должны оправдывать подобное. И, конечно же, нарушаются права больных заключенных. Есть люди, которые не смогут выжить в тюрьме. Они вообще не должны находиться в заключении, но они там оказались. В турецких тюрьмах находятся сотни тяжелобольных заключенных. Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся, – это препятствия, которые ставят перед людьми заключения Института судебной медицины (ATK). Нередко в больнице человеку выдают документ о том, что он не может находиться в тюрьме с его состоянием здоровья, в ATK же ему выдают заключение о том, что он в состоянии отбывать срок и дальше. Это нарушает право больных заключенных на жизнь».
«Заключенных оставляют умирать в турецких застенках»
Озараз пояснил, что существующие нормы исполнения наказаний запрещают дискриминацию, однако, политические заключенные сталкиваются с двойным наказанием, поскольку в случае тяжелых заболеваний их не выпускают на волю. Он добавил: «Количество смертей в тюрьмах страны резко возросло. Это связано именно с подходом Института судебной медицины. Людей не выпускают, хотя они имеют право на свободу. Всё заканчивается только тогда, когда они умирают, или когда эти люди попадают в основную повестку дня Турции. Но есть много людей, которые не оказались в фокусе общественного внимания. К сожалению, их оставляют в тюрьме на смерть. Мы слышали, что будет заключено некое соглашение, но никаких реальных действий не последовало».
Глава Ассоциации адвокатов указал на двойные стандарты недавней тюремной реформы и сказал: «Единственная норма, которая в ней содержится, касается общеуголовных преступлений (самые распространённые уголовно наказуемые деяния – прим.), а те, кто отбывает наказание по политическим мотивам и за преступления против общественного мнения, не подпадают под новые нормы. Для многих это превратилось в амнистию, а люди, совершающие уголовное правонарушения, воспринимают её как разрешение на дальнейшие правонарушения».
Узникам не отдают письма
Озараз добавил, что тюремная изоляция разрушает связи между заключенными и обществом: «Мы наблюдаем такие нарушения, как цензура, успевшая коснуться целых издательств, телеканалов и газет. Письма, написанные на курдском языке, не отправляются и не доставляются. Администрация мотивирует это тем, что в канцелярии тюрьмы «нет переводчика». Однако, нам известно, что некоторые задержанные находились под следствием из-за содержания писем, которые якобы не были переданы им из-за отсутствия переводчика. Понятно, что возможность переводить корреспонденцию есть, но письма не выдаются по причине произвола. И даже если переводчик отсутствует, его услуги обязаны предоставить».
«Изоляция – самая большая проблема»
Озараз подчеркнул, что система изоляции остается одной из самых больших проблем в Турции: «Изоляция стала систематической проблемой всех тюрем. В частности, политические заключенные содержатся в одиночных камерах, хотя им не вынесено никаких дисциплинарных наказаний. Изоляция негативно сказывается на здоровье узников, ведь здоровье – это не только физическое, но и социальное, психологическое понятие. Сегодня мы стали свидетелями серьезного нарушения закона, которое, к глубокому сожалению, широко распространено во всех тюрьмах страны».