Отчет АЮПС о пикете семьи Шеньяшар

Юридическая организация АЮПС представила отчет о 522-дневном пикете семьи Шеньяшар и призвала парламентскую комиссию по правам человека выполнять свою работу в сложившейся непростой ситуации.

Эмине Шеньяшар и ее единственный оставшийся в живых и находящийся на свободе сын Фарит стоят в пикете перед зданием суда в Урфе вот уже 522 дня. Они требуют справедливости для своих близких, убитых в Суруче 14 июня 2018 года телохранителями и родственниками депутата от ПСР (правящей в Турции Партии справедливости и развития) Ибрагима Халила Йылдыза. В опубликованном сегодня докладе Ассоциация юристов за права и свободы (ÖHD, АЮПС) описывает репрессии против матери и сына, а также притеснения, которые обрушились на семью во время их публичного протеста. АЮПС призывает ответственные органы власти принять, наконец, меры и расследовать убийства в рамках действующих правовых норм. В то же время организация призывает адвокатские коллегии и международные НПО поддержать семью и предоставить матери и сыну юридическую помощь. Цель этого отчета – сделать серьезные нарушения прав человека в случае семьи Шеньяшар видимыми и вынести их на повестку дня. Поэтому в подготовленном АЮПС документе рассматриваются также события, совершенные в день преступления. Анализируя произошедшее, становится ясно, что борьба семьи Шеньяшар была насущной необходимостью потому, что им было отказано в справедливости с самого начала.

Призыв к поддержке и солидарности

Против Эмине Шеньяшар, потерявшей мужа и двух сыновей в результате смертельного нападения, было возбуждено 14 дел за «нарушение закона о собраниях», «оскорбление», «очернение государственных институтов» и «препятствование исполнению служебных обязанностей». В отношении Фарита Шеньяшара, который был тяжело ранен в результате нападения на семью в 2018 году и выжил, было возбуждено в общей сложности пять дел по тем же обвинениям. Всего было начато 19 предварительных разбирательств; на данный момент обвинения были предъявлены в четырех случаях, а десять дел были прекращены из-за отсутствия доказательной базы. Шесть раз мать и сына брали под арест безо всяких обоснований. Кроме того, в отчете упоминается, что Эмине Шеньяшар сталкивалась с сексуальным насилием.

Семью фактически линчевали

Мехмет Али Аслан, член правления АЮПС, рассказал информационному агентству «Месопотамия» о положении семьи Шеньяшар и их поисках правосудия и справедливости.

По словам Аслана, до расправы родители и сыновья Шеньяшар был обычной семьей в Суруче, но нападение депутата Ибрагима Халила Йылдыза и его соратников навсегда разрушили жизнь этих людей. Аслан добавил, что во время нападения на магазин семьи никто не погиб, но были раненые, которых доставили в государственную больницу в Суруче, чтобы оказать им медицинскую помощь. Там над ними устроили самосуд, жертвой которого стал также их отец, Хаджи Эсвет Шеньяшар, который поспешил в больницу, чтобы проведать своих сыновей.

Аслан отмечает, что речь идет не просто об убийстве – после расправы началась широкомасштабная кампания преследований со стороны государственных органов, обвинивших семью Шеньяшар в принадлежности к террористической организации. Расследования двух нападений выделили в отдельные процессы несмотря на то, что как нападение в магазине, так и фатальные события в больнице произошли в один и тот же день. Фадиль Шеньяшар, потерявший отца и двух братьев во время нападения на магазин, был тяжело ранен. Позже его приговорили к 37 годам лишения свободы за «преднамеренное убийство».

Мы полагаем, что в этом судебном процессе есть фактор политического давления

9 марта 2021 года семья начала публичный пикет перед зданием суда в связи с репрессиями и несправедливыми приговорами в свой адрес. Мать и сын продолжают вести эту акцию без перерыва в течение 522 дней, считая сегодняшний. По их словам, два требования, которые они выдвинули в ходе своего протеста, остаются невыполненными до сих пор. Стоит отметить, что за исключением нескольких альтернативных СМИ судебный процесс и борьба матери и сына Шеньяшар никак не упоминаются в заметных СМИ Турции. По словам Али Аслана, семья стала объектом насилия, принявшего форму беззакония. «Расследование имело конфиденциальный статус в течение четырех лет. Мы полагаем, что в этом процессе присутствует фактор политического давления. Мы призываем парламентскую комиссию по правам человека направить делегацию для беседы с семьей Шеньяшар», - сказал он.

Аслан добавил, что Эмине Шеньяшар уже 66 лет и она больна. До этого ужасного события осиротевшая женщина стыдилась говорить в присутствии мужчин как мать и жена. Только из-за жестокой боли, которую ей пришлось испытать, она решилась на такой поступок и высказала свое мнение открыто. По словам Эмине, она твердо решила не возвращаться домой, пока ее требования не будут выполнены. «Я желаю матери Шеньяшар справедливости, чтобы она могла провести оставшееся время счастливо с теми её детьми, которые остались в живых», - сказал правозащитник.