ООН призывает страны репатриировать 27 000 детей из лагеря «Холь»

Владимир Воронков на неформальном заседании Совета Безопасности ООН в пятницу заявил о том, что «ужасное положение детей в лагере «Холь» является одной из самых острых проблем в современном мире».

Глава контртеррористического комитета ООН призывает страны репатриировать 27 000 детей, застрявших в огромном лагере на северо-востоке Сирии, многие из которых являются сыновьями и дочерьми экстремистов «Исламского государства*», некогда контролировавших большие территории Ирака и Сирии.

Владимир Воронков на неформальном заседании Совета Безопасности ООН в пятницу заявил о том, что «ужасное по положение детей в лагере «Аль-Холь» является одним из самых острых вопросов в современном мире».

27 000 детей «остаются брошенными на произвол судьбы», уязвимыми для нападения боевиков «Исламского государства”, они рискуют подвергнуться радикализации в лагере, – заявил Воронков.

«Аль-Холь», самый большой лагерь для беженцев и сирийцев, вынужденных покинуть свои дома, в настоящее время является домом для почти 62 000 жителей, согласно статистике чиновников ООН по гуманитарным вопросам. Более 80% – это женщины и дети, многие из которых бежали туда после того, как боевики «Исламского государства» потеряли свой последний сирийский оплот в 2019 году. Существует ряд подобных лагерей в других регионах на северо- востоке Сирии.

Воронков напомнил, что в лагерях находятся дети из 60 стран, которые имеют отношение только к своим странам, а не к Сирии и группировкам, которые контролируют лагеря. Курдские боевики охраняют «Аль-Холь» и другие лагеря, кроме того, они держат под своим контролем тысячи боевиков «Исламского государства» и подростков, находящихся в тюрьмах.

Он заявил о том, что ряд стран, включая Россию и Казахстан, которые созвали виртуальную встречу, «коллективно репатриировали почти 1000 детей и членов их семей».

«Опыт репатриированных обобщается  и анализируется, а опасения по поводу рисков безопасности переселенцев оказались необоснованными».

Исполнительный директор Контртеррористического центра ООН подчеркнул, что к детям «следует относиться прежде всего как к жертвам», а молодежь в возрасте до 14 лет не должна подвергаться задержанию или судебному преследованию.

«История показала, что детская психика весьма устойчива, дети могут оправиться от пережитого насилия, если им будет оказана поддержка в реинтеграции в социум. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы дети не содержались в специализированных учреждениях, а имели возможность реинтегрироваться с членами семьи в своих общинах».

Вирджиния Гамба, специальный представитель ООН по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, заявила Совету Безопасности, что дети, занесенные в список как связанные с вооруженными группировками, включая «Исламское государство» и «Аль-Каиду», «это дети, брошенные на произвол судьбы посреди конфликта как обломки корабля в море».

Она повторила призыв Воронкова, чтобы с детьми обращались «в первую очередь как с жертвами, а не как с угрозой безопасности, и заключение под стражу применялось в качестве крайней меры и на максимально короткий срок».

На карту поставлены психическое здоровье, безопасность и общее развитие детей из разных регионов и стран, долгое время содержавшихся «в  тяжелых условиях» в лагерях на северо-востоке Сирии и Ирака. Дети подвергаются дальнейшей травле и стигматизации, а родственные связи с членами террористических группировок создают угрозу их безопасности.

«Дети имеют право на гражданство и  национальную идентичность, они не должны оставаться апатридами», – напомнила Гамба.

При репатриации детей из разных регионов и стран должны учитываться «наилучшие интересы ребенка», детям необходимо оказать помощь в реинтеграции и получении образования, здравоохранения и работы.

«Очень важно вернуть их детство в безопасную среду, где они могут построить будущее вдали от насилия, – закончила Гамба. – Они заслуживают шанса на достойно прожитую жизнь, как и любые другие дети».

*-террористическая организация, запрещена на территории РФ