Некогда крупнейшее озеро Ближнего Востока исчезает

Проект по добыче титана стоимостью 500 млн евро разрушает иранское озеро Урмия

Группа журналистов-расследователей Iran Briefing предположила, что власти ведут добычу титана в северо-западной части озера, что может объяснить, почему некогда процветающее озеро исчезает.

Хотя официального ответа на эти заявления не последовало, известно, что в регионе Урмия в провинции Западный Азарбайджан есть титановый рудник, а магний, извлеченный из озерной рапы, может быть использован для его переработки.

В январе было объявлено о проекте добычи титана стоимостью 500 миллионов евро в деревне рядом с озером Урмия, примерно в десяти милях к западу от него.
В ноябре реформистская газета Etemad опубликовала спутниковые снимки озера Урмия и сообщила, что за последний год «80 % воды в озере высохло», что «равносильно гибели шестого по величине озера с соленой водой в мире».

Некоторые эксперты исключают возможность возрождения озера, на котором уже много лет ведется незаконная добыча соли, а в прошлом году появились слухи о добыче лития. «Возрождение озера Урмия не входит ни в интересы, ни в волю, ни в полномочия правительства», — сказал в интервью Iran International эксперт по гидротехническим сооружениям и строительству плотин Рузбех Эскандари.

Никаханг Коусар, эколог, обвиняет КСИР, называя его «экологической угрозой, готовой уничтожить водные ресурсы Ирана только для того, чтобы набить свои карманы», ссылаясь на строительство плотин «для финансирования бюджета Сил Кудс», Никаханг Коусар рассказал об этом Iran International в прошлом месяце, назвав КСИР «иранской водной мафией».

«Как стоимость строительства такой плотины, как Готванд (юг Ирана), может вырасти с 1,5 млрд долларов до 3,3 млрд долларов? И никто даже не осмеливается спросить, куда делись все деньги, если подрядчик так плохо выполнил работу», — написал аналитик в статье для Middle East Institute.

В 2020 году США заявили, что любые продажи Ирану титана, а также других металлов, включая хром, никель и 60% вольфрама, подпадают под санкции, поскольку эти металлы нужны для ядерной, ракетной и оборонной программ Ирана.

Али Саладжегех, глава иранской Организации по охране окружающей среды, в четверг не опроверг и не одобрил заявления о добыче, но сказал: «Они должны быть расследованы».

Между тем, жестко настроенное информационное агентство Fars, связанное с КСИР, процитировало одного из ученых, заявившего, что «слухи» не соответствуют действительности.

Бехзад Хессари, профессор Университета Урмии и директор отдела окружающей среды Научно-исследовательского института озера Урмия, сказал в интервью Fars: «Газа метана много в таких регионах, как Сибирь. Из-за изменения климата лед тает, и накопленный метан высвобождается. Это не относится к озеру Урмия».

Исчезновение озера, являющегося биосферным заповедником ЮНЕСКО, чревато как экологическими, так и человеческими последствиями. Когда-то озеро было домом для множества диких животных, но его уменьшение приводит к увеличению количества пыли, поднимаемой со дна озера, что снижает качество воздуха и чревато ростом числа случаев респираторных заболеваний среди местного населения.