Десятки рабочих перекрыли дороги и устроили протест на заводе в Ассалуйе в богатой нефтью провинции Бушер на берегу Персидского залива, скандируя «Не бойтесь. Мы стоим вместе» и «Смерть диктатору», – говорится в сообщениях в социальных сетях.
Демонстрации стали первым случаем, когда волнения, начавшиеся в прошлом месяце, охватили нефтегазовую промышленность Ирана. До этого в основном торговые точки и малые предприятия закрывали свои двери, поддерживая движение. (Многие базары в крупных городах и магазины объявили забастовки. Кроме того бастуют студенты различных университетов страны, и школьники, – прим.).
Правительство Ирана не дало официальных комментариев по поводу беспорядков на предприятии, но полуофициальное информационное агентство Tasnim описало инцидент как спор о зарплате 700 рабочих. Не сразу стало ясно, возобновилась ли работа и повлияет ли забастовка на производство.
Движение протеста было вызвано смертью 16 сентября 22-летней курдянке Жины Махсы Амини, после того, как ее задержала иранская полиция за якобы нарушение строгого исламского дресс-кода.
С тех пор протесты получили широкое распространение и переросли из призывов к отмене обязательного ношения хиджаба в призывы к прямому отстранению от власти руководства Исламской Республики, которое находится у власти с 1979 года. Правительство ввело жесткие ограничения на интернет, особенно на сети сотовой связи и социальные сети.
По данным курдской правозащитной организации Hengaw Organization for Human Rights, растущие протесты на юге Ирана начались в понедельник, когда в городе Санандадж, столице иранской провинции Курдистан, и деревне Салас Бабаджани у границы с Ираком продолжалась стрельба.
Организация разместила кадры, на которых виден дым, поднимающийся в Санандадже, и слышна быстрая стрельба из винтовок.
Демонстрации вспыхнули в курдских районах Ирана в прошлом месяце после похорон Амини, которая была оттуда родом. Правительство особенно жестко подавляет курдов, нанося ракетные и артиллерийские удары по курдским районам соседнего Ирака.
Великобритания заявила, что вводит новые санкции в отношении высокопоставленных сотрудников иранских служб безопасности за предполагаемые нарушения прав человека, в том числе в отношении сотрудников полиции нравов, ответственных за соблюдение законов, требующих от женщин носить головные платки и скромно одеваться на публике.
Министерство иностранных дел Великобритании заявило, что запрещает поездки в Великобританию и замораживает любые активы Голамрезы Солеймани, главы иранских сил «Басидж», и Хасана Карами, командира полицейского подразделения специального назначения. Обе организации «сыграли центральную роль в подавлении протестов», говорится в заявлении.
Глава полиции нравов Мохаммед Ростами Чешме Гачи и ее глава в Тегеране Хадж Ахмед Мирзаи также попали под санкции, как и вся организация. Неясно только, какие активы в Великобритании могут иметь организации или лица, попавшие под санкции.
Между тем, главный судья Ирана Голам Хоссейн Мохсени Эджехи в понедельник пригласил протестующих начать с ним диалог, что стало последней попыткой государственных чиновников проявить гибкость в попытке положить конец беспорядкам.
«Я объявляю, что готов ответить на любой вопрос, критику, возражения, выдвинутые любыми политическими фракциями, – сказал он в еженедельном обращении. – Я отвечу на любой вопрос, связанный с моей сферой полномочий. Мы принимаем критику и возражения, и если с нашей стороны есть какие-то нарушения, мы их исправим».