Европа

Назахат Доган: мы обратились в Имралы, чтобы найти ответы на вопрос, что происходит

Журналистка Назахат Доган, недавно обратившаяся в Министерство юстиции с просьбой о встрече с Абдуллой Оджаланом в Имралы, заявила, что желание отправиться в Имралы возникло из-за нужды найти ответы на вопрос о том, что происходит.

Ссылаясь на обсуждения процесса, продолжающиеся с октября прошлого года, Назахат Доган заявила, что она обратилась в Министерство юстиции с просьбой об интервью с Абдуллой Оджаланом, главным собеседником по курдскому вопросу, чтобы найти ответ на вопрос «Что происходит?». «Благодаря словам Девлета Бахчели Абдулла Оджалан получил статус собеседника в парламенте», — сказала Назахат Доган, назвав это «важным поворотным моментом» в решении 100-летней проблемы курдского народа.  

Изоляция Абдуллы Оджалана, который находится в центре дискуссий о решении и диалоге по курдскому вопросу и чей статус собеседника был принят властями турецкого государства в октябре прошлого года, продолжается.

Правящий фронт втискивает обсуждение процесса в дилемму «сложить оружие» и «терроризм». В то время как общественность Турции внимательно ждет сообщений из Имралы, журналисты Назахат Доган и Диджле Мюфтюоглу обратились в Министерство юстиции с просьбой о поездке в Имралы, а журналист Дирен Юртсевер попросил Министерство юстиции о разговоре с лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом по электронной почте.  

Назахат Доган ответила на вопросы ANF по поводу этих заявлений.  

«ПОДХОД СОТРУДНИКОВ МИНИСТЕРСТВА БЫЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ»

На вопрос о том, что произошло во время подачи заявления в Министерство юстиции, Назахат Доган ответила, «это нас очень удивило», и продолжила следующим образом: «Мы пришли в министерство и сказали: «Мы подаем заявку как журналисты». Нас спросили: «Вы собираетесь брать интервью у Абдуллы Оджалана», и мы ответили: «Да». Они даже сказали нам, что мы можем сделать, чтобы заявка была рассмотрена быстрее. Мы были удивлены позитивным подходом».  

«ДЛЯ ЗАЯВЛЕНИЯ БЫЛ СОЗДАН СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ»

Назахат Доган заявила, что они были проинформированы сотрудниками министерства о том, как будет проходить процесс подачи заявки, что им был дан номер для отслеживания, и они могли делать запросы по этому номеру. Назахат Доган добавила, что они еще не получили ответа. Комментируя принятие их заявлений, Назахат Доган сказала: «Очевидно, что они будут оцениваться в рамках заявлений, поданных через механизм принятия решений», и добавила, что у них сложилось впечатление, что в Министерстве юстиции был создан специальный механизм для приема заявлений.

«МНОГИЕ ПОДАЛИ ЗАЯВКИ НА ПОЕЗДКУ В ИМРАЛЫ»

Назахат Доган заявила, что, по ее мнению, никто из заключенных ранее не встречался с журналистами в тюрьме, и отметила, что у нее сложилось впечатление, что другие люди также подавали заявки на поездку в Имралы. Когда мы спросили, кто еще обращался или мог бы обратиться, она дал следующий ответ: «В процессе урегулирования, который проходил в 2013-2015 годах, поддержка со стороны общества составила более 60 процентов. Однако парламент не функционировал, НПО и гражданское общество отсутствовали, и ПНД и РНП также были против этой ситуации. В этом новом процессе, как мы поняли из этих заявлений, почва для переговоров уже сформирована».

«МНОГИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЗАХОТЯТ ПОЕХАТЬ, ЕСЛИ БУДЕТ СФОРМИРОВАНА ПОЧВА»

Основываясь на впечатлениях, полученных в процессе подачи заявки, Назахат Доган сказала, что многие журналисты хотели бы поехать в Имралы для интервью, если бы для этого были созданы соответствующие условия. Напомнив, что эта идея была запланирована давно, обсуждалась Озгюром Басином со многими журналистами, а заявки были поданы совместно с Ассоциацией журналистов «Диджле-Фират» и Ассоциацией женщин-журналистов Месопотамии, она сказала: «Хотелось бы, чтобы мы смогли организовать это приложение, защищая этот язык мира, решения и демократизации гораздо сильнее, сообща, единым и организованным образом, с журналистской ответственностью и рефлексией». Назахат Доган раскритиковала журналистов, которые причисляют себя к оппозиции, но отворачиваются от курдского вопроса и не выходят за рамки повседневных дискуссий. Она также заявила, что было бы эффективнее, если бы в Министерство юстиции одновременно обратились 20-30 журналистов из всех слоев общества, а не только три журналиста.

«НЕКОТОРЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА ИНТЕРВЬЮ КАНАЛУ ПНД»

По словам Назахат Доган, некоторые журналисты также хотят поехать в Имралы и они подали заявки, о которых расскажут после ожидаемого объявления. Назахат Доган заявила, что известные имена как из правящих, так и из оппозиционных СМИ, даже те, кто публикуется в виртуальных СМИ, возможно, подали заявки на поездку в Имралы. Назахат Доган сказала, что ей известно, что некоторые оппозиционные деятели подают свои заявления по различным каналам, и добавила: «Есть также журналисты, которые говорят: «Я журналист и хочу встретиться с вами» по каналам с этого фронта, с этого места, открытого Девлетом Бахчели».

«СУЩЕСТВУЕТ НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ ПАРТИЯМИ»

Говоря об изоляции лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, Назахат Доган отметила, что правительство имеет право говорить с обществом всеми своими средствами, а также подчеркнула, что между двумя сторонами существует неравенство. Подчеркнув важность того, чтобы обе стороны могли на равных общаться с обществом для решения курдского вопроса, Назахат Доган сказала, что путь к этому — открыть дорогу в Имралы как для гражданского общества, так и для журналистов.  

«ПОСЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕСС БУДЕТ УСКОРЕН»

Указав на то, что правительство хочет сжать вопрос вокруг оси «сложить оружие», Назахат Доган сказала: «Какие шаги будут предприняты на конституционном и правовом уровне? После исторического объявления процесс станет намного острее. В этом процессе, к которому курдский народ подходит с осторожностью, гораздо важнее, какие конкретные шаги предпримет государство в ответ на это заявление».

«ИЗОЛЯЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

Назахат Доган, считающая необходимым превращение курдского вопроса из процесса конфликта в процесс диалога, обратила внимание на важность включения в повестку дня вопроса о праве лидера курдского народа Абдуллы Оджалана на надежду и подчеркнул правовой уровень решения. Указав на то, что изоляция продолжается, несмотря на все обсуждения, Назахат Доган заявила, что журналисты становятся непосредственной мишенью во время войн и конфликтов. Подчеркнув, что особенно сильно страдает свободная пресса, она напомнила, что за последние шесть месяцев были убиты 5 журналистов, и 15 были заключены в тюрьму.  

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ЭТОТ ГОЛОС БЫЛ УСЛЫШАН ОБЩЕСТВОМ»

Подчеркнув, что журналистика, основанная на правах человека, — это вопрос смелости, совести и ответственности, а также задавание вопросов, сомнение и постановка вопросов перед обществом с целью правильного его информирования, Назахат Доган раскритиковала журналистов, которые причисляют себя к оппозиции, следующими словами: «Журналисты, называющие себя оппозиционерами, говорят только о своем районе и игнорируют журналистов, которые добиваются правды и истины, несмотря ни на какие издержки. Мы не хотим слышать лишь свой собственный голос, мы хотим, чтобы этот голос был услышан обществом. Именно поэтому мы заявили о своем желании».

«РЕФЛЕКСЫ ЖУРНАЛИСТОВ СЛАБЕЮТ»

Отметив, что они также хотят проложить путь для других журналистов, Назахат Доган, ссылаясь на журналистику Мехмета Али Биранда, сказала, что журналистские рефлексы были заблокированы, а журналистика, направленная на правильное информирование общества, ослабла, и поделилась следующим прогнозом: «Если этот процесс перерастет в мир и будут предприняты конкретные шаги на пути к решению, те, кто сегодня стоит в стороне, держит дистанцию, беспокоится и молчит, сделают еще больший шаг вперед».