15 августа 1984 г. прозвучал «первый выстрел» в Эрухе (провинция Сиирт), в Северном Курдистане, и это событие ознаменовало начало борьбы. В тот день 36 партизан во главе с легендарным командиром Махсумом Коркмазом, известным под позывным Агид («Храбрый»), впервые атаковали войска турецких захватчиков. Эта акция считается началом вооруженной борьбы курдского освободительного движения; для атаки была выбрана казарма военной полиции. Были убиты один охранник и один офицер, партизаны не понесли потерь.
Затем через громкоговоритель одной из мечетей была зачитана учредительная декларация HRK (Отрядов освобождения Курдистана). Так партизаны называли себя в первые годы сопротивления по аналогии с Отрядом освобождения Вьетнама. В листовке HRK были указаны цели бойцов: «Мы преследуем цель помочь борьбе нашего народа за национальную независимость, демократическое общество, свободу и единство под руководством РПК. Мы ведем вооруженную борьбу против империализма, турецкого колониального фашизма и их приспешников».
Шаг во имя спасения курдов
Дата этого первого выстрела считается поворотным моментом в истории развития курдской народно-освободительной борьбы в XX веке – борьбы, к которой её участников побудил национальный вопрос. В преддверии грядущей годовщины этой даты Народный конгресс Курдистана (НКК) призвал вывести сопротивление угнетению, войне и фашизму на новый уровень. В своем обращении НКК заявил, что 15 августа 1984 года – это день «возвращения к жизни народа, поставленного на грань уничтожения геноцидом со стороны колониального государства, Турции». Этот день был настоящим прорывом и ознаменовал «шаг воскрешения, сделанный во имя спасения курдов», которые оказались на краю пропасти в результате политики геноцида, массовых убийств, ассимиляции и изгнания.
НКК обращается к сторонникам с такими словами: «Боевая операция 15 августа стала кульминацией апочистского духа самоотверженности, который проявили Мазлум Доган, вся «четверка» [Ферхат Куртай, Эшреф Анык, Махмут Зенгин и Неджми Онер] и все товарищи, которые начали сопротивление 14 июля 1982 года, объявив смертельную голодовку в военной тюрьме Амеда. Так началась борьба против фашистского режима переворота 12 сентября 1980 года. Вести об этом распространились, как лесной пожар, и разрушили стены, возведенные колониалистами во всех частях Курдистана. На народ поверил, что победа возможна. В те дни партизаны сыграли стратегическую роль в обеспечении будущего национального и общественного единства.
Прорыв 15 августа заложил основы для формирования автономных женских отрядов самообороны и женской партии в рамках курдского освободительного движения. Это был исторический шаг, положивший начало женской освободительной революции, которая определяет повестку дня в Курдистане, на Ближнем Востоке и во всем мире сегодняшний день. Эмансипация и свобода идут по миру под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода» (Jin, Jiyan, Azadî). В Запе, Авашине и Метине этот дух охватил все сердца, и самые современные военные технологии не помогли фашистскому турецкому режиму одержать победу над защитниками Курдистана».
Создать условия для решения курдского вопроса
НКК подчёркивает, что «дух 15 августа достиг своего пика в Запе, Авашине и Метине, и фашистский режим оказался в тупике, не в силах победить партизан. Таким образом, нынешний исторический этап открывает возможности для решения курдского вопроса путем борьбы за построение демократического государства, с одной стороны, и революционной народной войны – с другой. Чтобы решить эту задачу, каждый человек, называющий себя патриотом и революционером, должен приложить все усилия для свержения фашистской системы политическим, военным и экономическим путем. «Что я могу сделать, чтобы ускорить экономический крах фашизма и его падение в глазах народа?» – именно тот вопрос, которым должен задаться каждый из нас. Пора дать практические ответы на этот вопрос».
Сегодня Демократическая партия Курдистана (ДПК) стала серьезным препятствием в борьбе курдского народа за самоопределение и свободу, считает НКК, поскольку эта организация предала свой народ и пошла на сотрудничество с турецким режимом, чтобы сохранить власть. Будь то в политике и экономике, или же в области просвещения, образования и права распоряжаться собственными вооруженными силами – партия фактически оказалась под полным контролем Анкары.
Турция не смогла бы продолжать воевать с курдами в нынешних масштабах без содействия ДПК: «Если турецкое государство добьется намеченных результатов в войне с партизанами, такой исход поставит под угрозу все достижения нашего народа. Поэтому никто, особенно политические партии, общественные организации и интеллигенция, не должны молчать, видя предательство ДПК, содействующей турецкой армией, фашизму и колониализму. Молчание – это соучастие в предательстве. Сильное давление со стороны курдской общественности повлияет на ДПК. Мы призываем всех отнестись к этому вопросу с должной серьезностью и помнить о духе парадигмы демократической нации, революционной народной войны и философии Абдуллы Оджалана».
НКК
Народный конгресс Курдистана был основан в ноябре 2003 года, чтобы создать возможности для более эффективного представления прав курдов. Организация придерживается мирных форм деятельности и поддерживает демократические процессы на Ближнем Востоке и в диаспоре. НКК ставит вне закона использование насилия по националистическим мотивам, что отражено в программе организации, и занимается разработкой путей ненасильственного решения конфликта, чтобы изменить жизнь курдов на Ближнем Востоке.