Могут ли санкции сдержать подавление протестов в Иране?

В то время как западные правительства продолжают накладывать санкции на Иран за подавление протестов, мало признаков того, что его лидеры отступают.

Напротив, насилие стало более смертоносным. Тегеран прибегает к публичным казням, чтобы подавить общенациональные демонстрации, которые, возможно, представляют собой самый серьезный вызов руководству Ирана со времен революции 1979 года.

В понедельник Министерство финансов США ответило новыми штрафами, направленными против 10 иранских физических лиц и того, что оно назвало денежным фондом для Корпуса стражей исламской революции. В черный список попали два командира КСИР, чьи силы, по сообщениям, открыли огонь по демонстрантам в городе Джаванруд, используя пулеметы и тяжелое вооружение.

«Если Иран продолжит заниматься этими нарушениями прав человека, мы будем продолжать оказывать еще большее давление на Иран», - сказал Al-Monitor представитель Госдепартамента Нед Прайс.

США уже ввели девять санкций, но Прайс признал, что трудно доказать, оказывает ли постоянный барабанный бой санкций желаемый эффект.

Санкции в основном носят символический характер, учитывая, что у целей вряд ли есть финансовые активы в США или планы поездок туда. Но Генри Ром, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, считает, что в том, чтобы назвать и пристыдить нарушителей прав человека в Иране, есть своя польза.

«Есть польза в том, чтобы показать, что США могут проникнуть глубоко в эти организации и вычленить отдельных людей для проверки, - сказал Ром. - Вполне возможно, что санкции или угроза санкций могут заставить сотрудника сил безопасности дважды подумать о том, чтобы что-то сделать. Но нет никаких доказательств того, что это произошло».

Cанкции могут также служить инструментом для распространения достоверной информации о протестах и удержания внимания на нарушениях прав, когда восстание исчезает из заголовков газет. Например, в заявлении о санкциях, опубликованном в понедельник, КСИР обвиняется в обстреле машин, доставлявших пакеты с кровью в местные больницы для лечения раненых.

Последние санкции США были согласованы с Европейским союзом и Великобританией, которые в понедельник ввели санкции против своих собственных целей. Бижан Ахмади, исполнительный директор Института мира и дипломатии в Торонто, сказал, что у Запада есть и другие способы оказать дипломатическое давление на режим.

«Стратегия может включать отмену въездных, учебных и деловых виз для членов семей иранских чиновников и тех, кто имеет общие деловые интересы с режимом, исключение представителей режима из многосторонних форумов и тщательно спланированную высылку иранских дипломатов из столиц», - сказал Ахмади.

Как впервые сообщил Al-Monitor, двухпартийная группа законодателей добивается от администрации Байдена введения визовых запретов для членов семей иранских чиновников, связанных с насилием против участников протестов.

Насилие усилилось после того, как в середине сентября начались демонстрации в связи со смертью в полицейском участке 22-летней иранской курдянки Махсы Амини. По данным базирующейся в Осло мониторинговой группы Iran Human Rights, по меньшей мере четыре человека были казнены и около 481 человека убиты в ходе протестов.

Жестокая реакция правительства нанесла удар по протестному движению, которое, по мнению наблюдателей, ослабевает. Наш корреспондент в Тегеране, имя которого The Takeaway не называет в целях безопасности, говорит, что репрессии властей, наряду с холодной погодой, сдерживают многих протестующих.

«Многие иранцы сейчас возлагают большие надежды на давление извне, - говорит наш корреспондент. Но если будут новые казни или ситуация в экономике станет намного хуже, «протесты могут возобновиться в любой момент».