В преддверии местных выборов в Турции, которые состоятся 31 марта 2024 года, Article 19, Human Rights Watch и 20 правозащитных групп и журналистских организаций совместно призывают платформы социальных сетей отстаивать права своих пользователей на свободу выражения мнений и противостоять государственной цензуре. Они также должны полностью раскрывать все запросы правительства об ограничении учетных записей или контента и быть прозрачными в отношении неофициального давления правительства с целью ограничения контента на их платформах.
Правозащитные группы и журналистские организации также призывают правительство Турции прекратить оказывать давление на онлайн-платформы с целью блокирования контента.
«По мере приближения важных местных выборов по всей стране турецкие власти вновь активизируют усилия по контролю над платформами социальных сетей с помощью ограничительного закона об Интернете, требуя блокирования контента, критикующего правительство. Платформы социальных сетей должны занять твердую, единую позицию против официального и неофициального давления, направленного на выражение мнений, защищенных международным правом в области прав человека, и обеспечить повышенную прозрачность перед лицом растущей онлайн-цензуры», – говорится в совместном заявлении правозащитных групп.
Растущее давление и неадекватная реакция платформы
Недавний яркий пример готовности турецких властей усилить цензуру – наряду с неадекватной реакцией платформ – касался январского решения 9-го мирового суда по уголовным делам Анкары.
10 января аккаунт Twitter/X по связям с правительством опубликовал постановление суда Анкары от 6 января со списком контента социальных сетей, подлежащего блокировке на нескольких платформах. Судебный приказ касался 210 объектов, включая профили и контент в Twitter/X, Facebook, Instagram, YouTube и TikTok, которые относятся к Мухаммеду Якуту, бизнесмену из Турции, обвиняемому в преступной деятельности, который выступил в социальных сетях с обвинениями в коррупции правительства и организованной преступной деятельности в Турции. Хотя суд счел контент угрозой «национальной безопасности и защите общественного порядка» в соответствии со статьей 8/A Закона об Интернете, это решение нарушило международные нормы свободы выражения мнений, и платформы не должны были блокировать контент.
Twitter/X также заявил, что турецкое правительство сообщило компании, что это была единственная платформа, не полностью выполняющая постановление суда. Впоследствии Twitter/X «принял меры» в отношении 12 аккаунтов и 15 твитов из числа тех, которые были указаны в постановлении суда. Компания сделала это, несмотря на признание того, что контент должен быть защищен в соответствии со свободой выражения мнений и что компания оспорит приказ в суде, указав в своем заявлении, что эти шаги были необходимы для предотвращения блокировки всей ее платформы в Турции. Хотя ни один из аккаунтов или твитов, перечисленных в заказе, не доступен из Турции, многие остаются доступными из других стран.
Через неделю после объявления Twitter/X компания Meta, материнская компания Facebook и Instagram, опубликовала тематическое исследование и отправила отчет в базу данных Lumens (база данных, управляемая Центром интернета и общества Беркмана Кляйна при Гарвардском университете), ссылаясь на тот же судебный приказ в Центре прозрачности Meta. Отметив, что контент с ограниченным доступом не нарушал ее политики, Meta объявила о блокировке 65 постов и 14 учетных записей пользователей в Турции на основании постановления турецкого суда и указала, что ее отказ подчиниться мог повлечь за собой санкции, включая административные штрафы, запрет рекламы на срок до 6 месяцев и ограничение доступа ко всем сервисам Meta в Турции.
Хотя YouTube и TikTok публично не прокомментировали судебный приказ, исследования показывают, что обе платформы, похоже, имеют ограниченный доступ к контенту, указанному в судебном постановлении. Сюда входят несколько URL-адресов как на платформах YouTube, так и на TikTok. На TikTok перечисленные элементы либо полностью недоступны из нескольких стран, либо ограничены только в Турции. На YouTube все перечисленные URL-адреса недоступны внутри Турции и из нескольких стран.
Хотя некоторые ограничения на контент были четко обозначены, во многих случаях платформы не указали, что контент был недоступен по решению суда. При попытке получить доступ в пределах Турции контент часто помечался как недоступный «из-за технической ошибки» или отображались сообщения «видео в данный момент недоступно», однако тот же контент оставался доступным в других местах. Схожим образом, целые аккаунты отображались как опубликовавшие «без контента» при просмотре из Турции, но отображали несколько опубликованных видео при просмотре из-за пределов страны. Такое отсутствие прозрачности означает, что люди, пользующиеся платформами из Турции, могут никогда не узнать, что контент целенаправленно ограничен по запросу турецких властей и что доступ к контенту может быть получен с помощью технологий обхода.
В феврале 2024 года Article 19 написала в Google, материнскую компанию YouTube, и TikTok, в частности, запросив, как они отреагировали на постановление суда. TikTok поделились своей общей приверженностью правам человека и своей обычной практикой рассмотрения запросов правительства на удаление контента в Турции, не отвечая на конкретные вопросы, поднятые в связи с январскими удалениями контента. Google, с другой стороны, не ответил.
Ошибочная уступчивость, вызванная страхом
Похоже, что законодательные поправки к закону Турции об Интернете, принятые в октябре 2022 года, привели к большей готовности компаний социальных сетей уступать давлению правительства, а не использовать законные средства для оспаривания запросов о цензуре в тех случаях, когда они нарушают международное законодательство в области прав человека. Признание Twitter/X и Meta в том, что они заблокировали контент, демонстрирует этот вызванный страхом ответ на растущие требования турецких властей к цензуре. Twitter/X сослался на явные опасения по поводу потенциальных санкций, таких как ограничение доступа к сервисам. Meta в своем тематическом исследовании сделала общую ссылку на возможные санкции.
Такой подход подрывает ответственность платформ за соблюдение прав человека в соответствии с Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН, которые включают противодействие давлению с целью ограничения свободы выражения мнений.
Несмотря на то, что законодательство допускает ограничение пропускной способности до 90% за несоблюдение даже одного приказа об отключении, опыт показывает, что независимо от действий платформ и положений о регулировании, предусмотренных законом, турецкие власти иногда резко блокировали весь доступ к определенным платформам без достаточных оснований. Примером этого стало землетрясение 6 февраля 2023 года, когда власти прибегли к короткому периоду регулирования, чтобы заблокировать контент.
Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что масштабное регулирование в течение длительного периода перед выборами маловероятно, учитывая зависимость правительства и его сторонников от платформ. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) потратила значительные суммы денег на политическую рекламу в преддверии национальных выборов в мае 2023 года, согласно библиотеке объявлений Meta. В тот же период Meta также сообщила об удалении обширной сети недостоверных аккаунтов, распространявших комментарии в поддержку ПСР, в том числе с помощью манипулируемого контента, у которого было около 1,3 миллиона подписчиков, и потратила около 700 000 долларов на рекламу для распространения своего контента.
Преодоление правового давления с помощью скоординированных ответных мер и повышенной прозрачности
Поскольку четыре основные платформы решили назначить местных представителей в соответствии с поправками 2020 года, организации гражданского общества предостерегли YouTube, Meta, Twitter/X и TikTok от соблюдения законов, нарушающих стандарты в области прав человека. Хотя все четыре компании подтвердили свою приверженность свободе выражения мнений, они предоставили очень мало объяснений относительно того, как они намерены ориентироваться в новой правовой среде. В то время Meta заявила, что существует вероятность отзыва местного представителя, если столкнется с растущим политическим давлением.
В то время как правительственная цензура, несомненно, усиливалась в последние годы и особенно усилилась после внесения законодательных поправок в правила интернета в стране в 2020 и 2022 годах, турецкое правительство до настоящего времени полагалось на отсутствие прозрачности и координации между платформами, чтобы изолировать их и оказывать на них индивидуальное давление с целью обеспечения соблюдения. Незадолго до национальных выборов в Турции в 2023 году турецкие власти подвергли платформы угрозам ограничения доступа за невыполнение требований по удалению контента. В двух отдельных случаях Twitter/X публично указывал, что турецкие власти утверждали, что это была единственная платформа, которая не выполнила запрос на удаление, и что это послужило основанием для принятия мер по удалению контента.
Это давление, вероятно, продолжится по мере приближения местных выборов. Важно, чтобы платформы сопротивлялись индивидуальному давлению, принимая скоординированные ответные меры и повышенные меры прозрачности, а также оспаривая требования об удалении в суде. Продолжающееся соблюдение этих распоряжений может побудить турецкие власти к дальнейшим аналогичным произвольным или чрезмерным запросам об удалении контента, который подпадает под границы защищенного выражения мнений, что в конечном итоге приведет к вовлечению этих компаний в государственную цензуру, заявила правозащитная группа.
Также крайне важно, чтобы платформы разрабатывали планы действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечивающие некоторые средства доступа к своим платформам на случай, если отключения действительно произойдут в ключевые моменты предстоящих выборов, и сохраняли доступ к контенту с помощью технологий обхода.
Рекомендации для платформ социальных сетей и правительства Турции
Поскольку платформы социальных сетей, работающие в Турции, сталкиваются с растущим давлением со стороны правительства, Article 19, Human Rights Watch и 20 правозащитных групп и журналистских организаций призывают их предпринять следующие шаги в консультации с организациями гражданского общества и затронутыми сообществами:
- Сопротивляться выполнению постановлений о блокировании, ограничивающих доступ к защищенному выражению мнений, в том числе путем оспаривания их в суде и ограничения объема и продолжительности исполнения. Оценить соответствие постановлений о блокировании международным стандартам свободы выражения мнений, учитывая, в частности, что политическая речь пользуется наивысшим уровнем защиты.
- Провести дополнительную проверку соблюдения прав человека в преддверии муниципальных выборов в Турции в марте 2024 года, чтобы оценить и снизить риск стать соучастником цензуры и последствий для свободы выражения мнений потенциальных санкций со стороны правительства как в день выборов, так и в период, предшествующий выборам. Это должно включать разработку плана действий на случай непредвиденных обстоятельств для поддержания доступа к платформе в течение всего периода выборов в случае остановок или ограничения доступа.
- Быть прозрачными в отношении запросов правительства о цензуре. Это включает в себя уведомление пользователей о том, что контент недоступен по URL, по которому контент был размещен, причину его блокировки (например, правительственный приказ) и публикацию приказа (в том числе через базу данных Lumens) и тематические исследования, когда это уместно. Оперативное предание гласности этих действий является ключом к привлечению правительств к ответственности и смягчению изолированного неформального давления.
- Взаимодействовать с другими компаниями для обмена информацией о формальном и неформальном давлении со стороны правительства и обязуйтесь занимать единую позицию в отношении особенно чрезмерных требований цензуры, особенно в периоды выборов.
- Взаимодействовать с гражданским обществом Турции для лучшего понимания последствий политики и практики компании, актуальности контента или учетных записей, на которые распространяются приказы о блокировке, а также реальной угрозы и последствий санкций.
Правительство Турции несет главную ответственность за обеспечение права на свободу выражения мнений и свободные и справедливые выборы. Для выполнения этих обязательств оно должно:
- Придерживаться международных стандартов свободы выражения мнений и прав человека и отменить положения законодательства Турции в области Интернета, которые не соответствуют международному праву в области прав человека.
- Воздерживайтесь от использования законных и внелегальных средств для оказания давления на платформы социальных сетей с целью цензуры онлайн-контента в нарушение обязательств в области прав человека, особенно контента, включающего политический дискурс.
- Повысьте прозрачность в отношениях с платформами социальных сетей, включая публичное раскрытие всех запросов на удаление контента.
- Убедитесь, что любые действия, предпринимаемые против онлайн-платформ, строго соответствуют принципам законности, обоснованности, необходимости и соразмерности.
- Воздерживайтесь от ограничения или закрытия платформ в любое время, будь то до, во время или после выборов.