Международная ассоциация юристов осудила приговор Осману Кавале

Реакция на беззаконный приговор Осману Кавале, которого обвинили в «попытке силового свержения правительства» в связи с протестами в парке Гези, продолжает шириться.

Институт прав человека при Международной ассоциации юристов (IBAHRI) осуждает решение суда Стамбула, рассматривающего тяжкие преступления, вынесенное 25 апреля 2022 года. Речь о вердикте по делу правозащитника и филантропа Османа Кавалы, приговоренного к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения. Это решение было принято после марафонского судебного процесса, и оно говорит о том факте, что турецкие власти не признают верховенства закона и региональных обязательств по Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), а судебная система страны не может похвастаться независимостью. Этот приговор говорит о стремлении Турции подавить любое инакомыслие и свободу собраний.

Кавала, филантроп, создавший множество неправительственных организаций и движений гражданского общества, занимающихся защитой и продвижением прав человека, был обвинен в «попытке насильственного свержения правительства» в связи с протестами, прошедшими в парке Гези. Эти события представляли собой общенациональные антиправительственные демонстрации, которые начались с сидячего протеста группы экологов, возмущенных застройкой парка в центре Стамбула.

Сопредседательница IBAHRI и бывшая генеральный секретарь Шведской ассоциации адвокатов Анне Рамберг, почетный д-р права, прокомментировала: «Вердикт по делу Кавалы – пример вопиющего пренебрежения верховенством закона и отсутствия независимости судебной власти. Антитеррористические законы, которые были использованы для выдвижения обвинений против Кавалы, были тонкой мошеннической схемой. Неспособность турецких прокуроров придерживаться международных стандартов доказывания при задержании и вынесении приговора не только привела к грубому нарушению норм правосудия в деле Кавалы, но и, вероятно, стала доминирующей тенденцией в том, как государство относится к преследованию правозащитников. IBAHRI безоговорочно осуждает приговор к пожизненному заключению без права досрочного освобождения, вынесенный Осману Кавале, и призывает аннулировать все обвинения и вердикт и вернуть ему свободу».

Кавала был арестован в октябре 2017 года по обвинению в «попытке свержения правительства или препятствования ему в отправлении своих функций» (статья 312 Уголовного кодекса Турции).  Он был оправдан, но сразу же арестован повторно за якобы имевшую место поддержку попытки переворота в 2016 году. На этот раз его обвинили в «попытке свержения конституционного строя с применением силы и насилия» (статья 309 Уголовного кодекса Турции). В ожидании суда он оставался под стражей почти четыре с половиной года.

В 2019 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что задержание Кавалы было «мотивировано политически» и нарушало его право на свободу (статья 5.1) и право на скорейший судебный пересмотр оснований задержания (статья 5.4) в соответствии с нормами ЕКПЧ. Суд также признал, что это задержание представляло собой ограничение прав Кавалы с ненадлежащей целью (статья 18), и подчеркнул, что турецкие органы задержали правозащитника, не имея достаточных доказательств. В результате ЕСПЧ постановил, что «правительство должно принять все меры, чтобы прекратить задержание заявителя и обеспечить его немедленное освобождение».

В феврале 2022 года Комитет министров Совета Европы, орган, наблюдающий за исполнением постановлений ЕСПЧ, принял решение о возобновлении процесса против Турции в связи с отказом турецкого правительства освободить Кавалу во исполнение постановления суда о его немедленном освобождении. Итак, производство по делу о нарушении прав Турцией в связи с ее постоянной неспособностью исполнять решения ЕСПЧ по делу «Кавала против Турции» было продолжено. Теперь турецкому государству грозит возможное исключение из Совета Европы.

Сопредседатель IBAHRI Марк Стивенс, командор ордена Британской империи, заявил: «IBAHRI призывает апелляционный суд (Турции, – прим.) немедленно отменить вердикт по делу Кавалы в рамках внутренних и международных правовых обязательств Турции». Стивенс добавил: «Дело Кавалы стало лакмусовой бумажкой сужающегося гражданского пространства в Турции и примером преследования тех, кто открыто выступает за права человека и основные свободы, используя для этих преследований антитеррористическое законодательство и вынося суровые приговоры. Рост преследований, когда исполнительная власть выносит приговоры в отношении Кавалы и других активистов гражданского и политического права, стал обычным явлением на протяжении всего дела, подрывая независимость суда. Это же систематическое судебное преследование мы видим на примерах арестов 1600 адвокатов по всей стране и вынесения приговоров, чей совокупный срок составил 2966 лет».

Обвинения, выдвинутые прокуратурой против Кавалы и пятнадцати других подсудимых, касались антитеррористического законодательства и исходили из защиты национальной безопасности. Семь из пятнадцати подсудимых были обвинены в содействии Кавале и получили восемнадцатилетние сроки тюремного заключения.