Манбидж отмечает шестую годовщину освобождения
15 августа 2016 года северносирийский город Манбидж был полностью освобожден Силами демократическими Сирии (СДС) – таким образом было покончено с более чем двух с половиной годами господства ИГИЛ.
15 августа 2016 года северносирийский город Манбидж был полностью освобожден Силами демократическими Сирии (СДС) – таким образом было покончено с более чем двух с половиной годами господства ИГИЛ.
15 августа 2016 года город Манбидж на севере Сирии был полностью освобожден Силами демократическими Сирии (СДС), что положило конец правлению ИГИЛ*, длившемуся более чем два с половиной года.
Для ИГИЛ эта потеря стала тяжелым поражением, поскольку Манбидж считался «тайной столицей», расположенной на стратегически важном маршруте снабжения от турецкой границы до Ракки, где готовили террористов-смертников и далее отправляли их, в частности, в Европу.
Незадолго до того, как 1 июня 2016 года СДС начали освободительное наступление на плотину Тишрин, они создали военный совет Манбиджа, во главе которого встали Отряды народной и женской самообороны (ОНС/ЖОС). Одним из его основателей был Абу Лейла (Файсал Абди Билал Саадун), который на третий день операции во время артиллерийской атаки был ранен в голову осколком. После кончины Абу Лейла 5 августа, его именем было названо наступление на Манбидж.
75-дневная освободительная борьба
Битва за Манбидж, который с 2014 года находился под гнетом террористов ИГ, продолжалась в общей сложности 75 дней. Она увенчалась полным успехом, в котором главную роль сыграли бойцы ОНС. Навсегда останутся в памяти образы женщин, которые после освобождения сжигали свои чадры и зажигали сигареты, мужчин, которые прилюдно брили бороды, а также раскрепощенные и сияющие лица детей. Но борьба за свободный Манбидж стоила очень дорого. Большая часть города была разрушена. Было убито около 300 бойцов, среди них несколько интернационалистов.
Манбидж: этническая и языковая мозаика
После освобождения Манбиджа СДС столкнулись с проблемой объединения населения вокруг политического проекта «Демократической федерации северной Сирии». Манбидж представляет собой этническую и языковую мозаику, жители которой состоят примерно на 70% из арабов, на 20% из курдов, на 5% из туркмен и небольшого числа черкесов и армян, которые на протяжении десятилетий были разделены племенной консервативной политикой, проводимой сирийским режимом. За годы, проведенные регионом под контролем ИГ, эта политика разделения усилилась.
Социальная модель имеет высокие демократические стандарты
Осенью 2016 года Военный совет передал управление этими землями Гражданскому совету Манбиджа. В марте следующего года Гражданский совет был переименован в «Законодательный орган демократической администрации Манбиджа», чтобы расширить сферу его деятельности и повысить его демократическую легитимность. С самого начала во всех офисах было введено гендерно равное двойное руководство – одна женщина и один мужчина, так что доля женщин в администрации составляет 50 процентов. Руководство самоуправления состоит из 132 человек. Все социальные группы представлены в соответствии с долей их населения. Таким образом, важность Манбиджа объясняется не только его геостратегическим положением в общем сирийском контексте, но и политической системой, установленной там с августа 2016 года, которая имеет очень высокие демократические притязания и считается моделью для новой демократической Сирии. Эта модель общества позволила создать доверительную и безопасную среду, в которой женщины сражались за свои права, и теперь играют роль во всех сферах управления и жизни.
* — террористическая организация, запрещенная в РФ