За последние несколько месяцев группа следователей из Министерства разведки несколько раз встречалась с Зейнаб Джалалян в Центральной тюрьме Йезда, сообщая ей о том, что ее свобода или доступ к медицинской помощи зависят от того, напишет ли она необходимые им признания и выразит ли раскаяние.
Правозащитная организация Курдистана заявила о том, что, несмотря на угрозы, курдская политзаключенная отказалась подчиниться, добавив, что ее дальнейшее содержание под стражей незаконно в соответствии с новым исламским уголовным кодексом, принятым в 2013 году, и что её необходимо освободить.
Джалалян, страдающей птеригиумом, энтеровирусным везикулярным стоматитом, нарушениями зрения, астмой, проблемами с почками и пищеварением и т.д., было отказано в доступе к медицинской помощи при противодействии Министерства разведки.
Джалалян была арестована в Керманшахе 26 февраля 2008 года и в настоящее время отбывает 16-й год своего заключения в Центральной тюрьме Йезда.
Кроме того, 6 июня 2023 года, после того как группа заключённых в женском отделении Центральной тюрьмы Йезда отпраздновали 41-й день рождения Джалалян, Служба безопасности тюрьмы вызвала эту группу заключенных и пригрозила выдвинуть против них новые обвинения.
Предыстория
Джалалян, родившаяся 6 июня 1982 года в деревне Дим Кешлак в Маку, была арестована в Керманшахе 26 февраля 2008 года.
После нескольких месяцев одиночного заключения и жестоких физических и психологических пыток со стороны Министерства разведки в Керманшахе, она была приговорена Исламским революционным судом к смертной казни по обвинению во “вражде против Бога” (мохаребех) за ее членство в Партии свободной жизни Курдистана (PJAK).
Хотя позже приговор был оставлен в силе Верховным судом, в 2011 году он был смертная казнь была заменена на пожизненное заключение.
С момента ее ареста в Керманшахе в 2008 году, Джалалян насильственно переводили из одной тюрьмы в другую по всей стране без законных оснований.
9 ноября 2020 года она была переведена из тюрьмы Хой, ближайшей тюрьмы к ее семье, проживающей в Маку, в Центральную тюрьму Йезда без какого-либо юридического обоснования.
Примерно за шесть месяцев до этого перевода, 29 апреля 2020 года, силы безопасности перевели её в тюрьму Карчак в Варамине, на севере Ирана.
Два месяца спустя её перевели в тюрьму Керман и некоторое время содержали в одиночной камере, пока она переносила COVID-19 и объявила голодовку, требуя возвращения в тюрьму Хой.
22 сентября 2022 года силы безопасности перевели Джалалян из тюрьмы Керман в тюрьму Керманшах.
Власти женской тюрьмы Керманшаха первоначально отказались принять её в тюрьму из-за травм, которые оставались на запястьях и ногах после того, как силы безопасности повалили ее на землю в наручниках и кандалах.
Позже, в тюрьме Йезда, Джалалян переболела COVID-19 во второй раз. Несмотря на ухудшающееся состояние здоровья, она содержалась в комнате для наркозависимых заключенных с очень плохими гигиеническими условиями и без доступа к надлежащей медицинской помощи.
После того как женщина дважды перенесла COVID-19, у нее развились проблемы с лёгкими и астма из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи.
Эти заболевания, которые были подтверждены тюремным врачом, являются дополнением к ее предыдущим, таким как проблемы с почками и пищеварением, птеригиум, энтеровирусный везикулярный стоматит, нарушение зрения, инфекции зубов и т.д., которые развились у неё во время заключения и были вызваны многочисленными пытками, а суровые условия содержания в тюрьме привели к дальнейшему ухудшению самочувствия и здоровья Джалалян.
Джалалян не только не могла видеться с родственниками в течение последних двух с половиной лет из-за её постоянного перемещения между тюрьмами, большого расстояния между Йездой и родным городом её семьи Маку и ограничений, введённых службами безопасности, но и ее право на телефонные звонки также было ограничено одним звонком в неделю, причём разрешено звонить только родителям.
Агенты Министерства разведки в тюрьме Йезда предупредили политзаключённую о том, что если какая-либо информация о ее состоянии просочится в СМИ от неё самой или её семьи, это усилит давление на неё и приведет к её переводу в другую тюрьму.
В марте 2022 года силы безопасности арестовали родителей и троих братьев Джалалян в Маку после того, как было опубликовано видео, на котором ее мать, Гозал Хаджизаде, рассказывает о состоянии своей дочери во время тюремного заключения.
Хотя члены семьи были освобождены через 24 часа после того, как Хаджизаде потеряла сознание во время содержания под стражей, Министерство разведки запретило им распространять информацию и сообщать правозащитным организациям или средствам массовой информации о состоянии Джалалян.
Силы безопасности также потребовали у семьи высказаться в видеоинтервью против деятельности политзаключенной и курдских оппозиционных партий, что мать и три брата Джалалян категорически отказались сделать.
В 2016 году Рабочая группа ООН по политическим арестам официально обратилась к Исламской Республике Иран с просьбой немедленно освободить Джалалян и принять все необходимые меры для компенсации ей причинённого вреда в соответствии с нормами международного права.
Рабочая группа ООН по политическим арестам охарактеризовала продолжающееся лишение свободы Джалалян как недопустимое и нарушающее Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, добавив, что Иран обязан наказать должностных лиц, ответственных за нарушение прав политической активистки.