Курдская конференция в Европарламенте: Лозаннский мирный договор стал катастрофой

Первое заседание второго дня 18-й курдской конференции, организованной Гражданской комиссией ЕС-Турция в Европейском парламенте, было посвящено Лозаннскому договору и его последствиям.

Секции второго дня конференции, организованной Гражданской комиссией ЕС в Турции (EUTCC) под названием «Европейский союз, Турция, Ближний Восток и курды», начали работу в 09:00. 6 декабря во вступительных речах секции на первый план вышел призыв к свободе курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и исключению РПК из списка террористических организаций.

Кизер: Лозаннский мирный договор стал катастрофой

Первая секция второго дня была посвящена Лозаннскому мирному договору и его последствиям. На заседании под председательством Нила Мутлуера из Лейпцигского университета Ханс-Лукас Кизер из Цюрихского университета выступил с докладом под названием «Лозаннский мирный договор: история и политическая преемственность».

Анализируя результаты Лозаннского мирного договора, Кизер использовал выражение «полная катастрофа» и заявил, что в ходе этого процесса были попраны права местных жителей.

Поделившись некоторыми свидетельствами о том, как нацисты были вдохновлены действиями Турции, Кизер отметил, что Лозаннский мирный договор лежит в основе современных проблем. Привлекая внимание к политике демографических изменений в Турции и Курдистане с помощью карты, Кизер сказал, что курды были «превращены в меньшинство без прав меньшинства». «С Лозаннским мирным договором плюралистический анатолийский проект был отброшен; унитарный, централизованный и националистический профиль Турции вышел на первый план», – сказал он. «Нацисты это очень хорошо понимали», – сказал Кизер и добавил, что фашистская Германия вдохновлялась этими событиями.

Ясин Сунджа: курдский вопрос – международная проблема

Жан Ясин Сунка из Билефельдского университета сказал, что курдский вопрос – это, кроме всего прочего, «вопрос отсутствия мира» в регионе, и подчеркнул, что основная причина этой проблемы – колониализм.

Ясин Сунджа сказал: «Курдский вопрос – на самом деле международный вопрос. Проблема национальных государств на Ближнем Востоке связана с колонизацией Курдистан». Отметив, что определение проблемы как этнического национализма игнорировало бы историческую несправедливость, Ясин Сунджа сказал, что эта точка зрения приводит к таким определениям, как «сепаратизм» и «терроризм».

«Любые достижения курдов воспринимаются государствами региона как угроза», – сказал Сунджа, отметив, что государства пытаются легитимировать своей беззаконие.

Отметив, что курды сталкивались с несправедливостью на протяжении всей истории, Сунджа сказал: «Если ваше сопротивление подвергается репрессиям, то каждая минута – это несправедливость». Он обратил внимание на включение РПК в список террористических организаций. Указывая на то, что убийство трех курдских женщин-революционерок – Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Шайлемез – в Париже в 2013 году также было связано с сведением курдского вопроса к вопросу безопасности, Сунджа подчеркнул, что «курды не воюют с Западом, они борются за свою свободу». Он также рассказал о демократических проектах курдов и реализованных ими решениях.

Диджле: законы Турции не предлагают решения

Последняя презентация первой секции была проведена журналистом Амедом Диджле. Ее название – «Европа и курдский вопрос: историческая ответственность и ожидания». В своем выступлении на курдском языке Амед Диджле, оценивая европейский фактор в отношении курдов и их поиск решения, обратил внимание на столетие отрицания и уничтожения курдов.

Курдский журналист сказал: «Сегодня курды, которых более 40 миллионов человек, остаются крупнейшим народом без своего государства. Они вступили в политику через годы политической борьбы».

Указывая на то, что прошло 40 лет с момента последнего военного положения в 1984 году, Диджле сказал: «Реальность войны не была принята ни государством, ни правительствами. Однако все институты и организации государства и социального пространства были спроектированы в соответствии с этой войной».

Диджле подчеркнул, что «законы Турции не предлагают решения, они приводят только к неразрешенности».

Говоря о положении и завоеваниях курдов после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, Диджле сказал: «Рожавская конвенция, а именно Конституция Рожавы, которая в настоящее время реализуется в Рожаве, является беспрецедентной в истории Ближнего Востока. Нельзя сказать, что существует лучший проект, чем этот, лучший договор для народов и демократии».

Диджле сказал: «Курды поддерживают проект мира и коллективной жизни, который они хотят реализовать на Ближнем Востоке. Однако текущие политические расчеты и коммерческие отношения являются препятствием для этой поддержки».

Амед Диджле добавил: «Решение курдского вопроса в Турции решит не только экономические, но и политические проблемы. Для того, чтобы Европейский союз оставался островком мира, необходимо решить курдский вопрос в Турции. Это также могло бы проложить путь к региональному движению за мир».