Координационный совет по вопросу голодовок призвал к немедленным действиям

Координационный совет, занимающийся голодовками и принимающий соответствующие меры, опубликовал свой отчёт, посвящённый голодовкам, начатым заключёнными: «Нужно предпринять активные действия, пока люди не начали умирать».

Координационный совет по вопросу голодовок, сформированный Ассоциацией юристов Амеда (Диярбакыр), Ассоциацией прав человека (АПЧ), Ассоциацией юристов, выступающих за свободу (АЮВС), и Ассоциацией солидарности с семьями заключённых, поделился с общественностью своим докладом на тему голодовок в тюрьмах. Представители Совета выступили с заявлениями в бюро юридической помощи в Ассоциации юристов Амеда.

Секретарь Комиссии по надзору за тюрьмами, сформированной Ассоциацией юристов Амеда, юристка Райхан Гёк зачитала текст заявления: «Голодовка, начатая 27-го ноября 2023 года заключёнными, требующими положить конец правовым нарушениям в тюрьмах стране, улучшить условия содержания за решёткой, прекратить изоляцию курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, предоставив ему возможность видеться с юристами и родными, а также выступающими за демократическое решение Курдского вопроса, охватила на сегодняшний день множество тюрем в Турции и продолжается уже 22-ой день».

Указав на то, что институты власти до сих пор никак не отреагировали на голодовки, Райхан Гёк заявила: «Все права заключённых, в особенности право на жизнь и на получение медпомощи, входят в зону ответственности государства. Возможный запрет на выдачу соли, сахара и витаминов со стороны тюремных учреждений на любой стадии голодовок – это отношение, которое можно охарактеризовать как пытки и дурное обращение в контексте права на жизнь. Участвующие в голодовке заключённые должны получать 5 больших стаканов воды/жидкости, две чайные ложки (2 грамма) соли, пять чайных ложек сахара, одну ложку соды и 500 миллиграммов витамина В1, содержащего комплекс витаминов».

Райхан Гёк указала, что если заключённым отказывают в вышеперечисленном, то это приводит к необратимому повреждению мозга или даже к смерти узников, как это уже происходило во время голодовок в последние годы, продолжив: «Чтобы предотвратить возникновение дополнительных проблем со здоровьем, участвующих в голодовке узников должны регулярно, с их согласия, проверять медработники, им должны предоставлять воду, соль, сахар и витамин В, в которых они нуждаются; если у них нет возможности самим следить за собой, им должны обеспечивать людей, которые помогали бы им. Их нельзя держать в изоляции, также в их отношении нельзя применять насилие. В Мальтийской декларации относительно тех, кто объявил голодовку, принятой в 1991 году, Всемирная медицинская ассоциация определяет участника голодовки, как «умственно полноценного человека, который добровольно решил начать голодовку и поэтому отказываться принимать пищу и/или жидкости на протяжении определённого промежутка времени».

Райхан Гёк подчеркнула, что абсолютная изоляция в тюрьме типа F со строгим режимом на острове Имралы, предполагающая полный отказ от связей со внешним миром, противоречит Конституции, Европейской конвенции по правам человека, а также Закону об исполнении наказаний и мерам безопасности. Отметив, что политические силы должны принять во внимание требования голодающих, пока ситуация не достигла угрожающих масштабов, Гёк заявила: «В противном случае политические силы будут нести ответственность за печальные последствия пренебрежения правами заключённых на жизнь и здоровье. В связи с этим Министерство юстиции и соответствующие институты должны как можно скорее начать принимать меры».

Райхан Гёк подчеркнула, что органы власти должны принять необходимые меры и пойти навстречу заключённым, выбрав мирный путь развития событий, пока люди не начали умирать: «Мы призываем Министерство юстиции, международные и местные правовые институты и организации, занимающиеся правами человека, с вниманием подойти к проблеме, ориентируясь на фундаментальные права и свободы, чтобы правильным образом оценить требования и решить сложившиеся проблемы заключённых».