Конституционный суд Турции не нашел нарушений в дисциплинарном наказании, вынесенном для 22 учителей, участвовавших в семинаре по одночасовому обучению родному языку в школах. Эта инициатива прошла 21 февраля 2016 года и была организована турецким Профсоюзом работников образования и науки (Eğitim-Sen) в рамках Всемирного дня родного языка ЮНЕСКО, который празднуют 21 февраля.
В отношении учителей, работающих в начальных, средних и старших школах районов Лидже, Сур и Енишехир провинции Амед (Диярбакыр), начались дисциплинарные расследования. Это случилось после того, как 22 февраля 2016 года они провели уроки на родном языке по рекомендации профсоюза. Преподаватели получили выговоры за лекции на родном языке.
Когда учителя опротестовали решение, административный суд Амеда постановил отменить дисциплинарные взыскания на основании того, что «их действия оставались в рамках профсоюзной деятельности». Когда дело было передано в региональный административный суд провинции Антеп, тот в свою очередь постановил, что эти «действия не входят в сферу деятельности профсоюза, поэтому акт преподавания курсов вне программы нарушил нормы права, процедуры и принципы, определенные учреждением, и привел к нарушению права на образование, которое представляет собой демократическое и конституционное право».
Пострадавшие учителя и представители профсоюза Eğitim-Sen подали апелляцию в конституционный суд страны, заявив, что «было нарушено право на профсоюзную деятельность, свободу слова, а также на собрания и демонстрации».
Учить лишь на турецком языке значит проявлять лояльность властям
Конституционный суд, однако, отклонил апелляцию профсоюза. Он постановил, что «если обратиться к политике Турецкой Республики в целом, в статье 42 Конституции говорится, что образование на родном языке будет предоставляться на турецком. Поэтому никакой другой язык, кроме турецкого, не может использоваться гражданами Турции в качестве родного языка в учебных заведениях».
Хотя суд и подчеркнул, что «свобода мысли и свобода выражения мнений жизненно важны для функционирования демократии», он постановил, что государственные служащие имеют «обязательство сохранять лояльность» перед государством.
В результате конституционный суд единогласно постановил, что в сокращении заработной платы, выплаченной пострадавшим, и выговорах, сделанных этим учителям, нарушений не было.