Европа

Конференция в ЕП: на Имралы пренебрегают человеческим достоинством

На конференции «Политические заключенные: изоляция, жестокое обращение и пытки» в ЕП обратили внимание на изоляцию Абдуллы Оджалана на Имралы и раскритиковали бездействие и молчание в отношении неправомерного отношения к курдскому лидеру.

В Европейском парламенте (ЕП) проходит конференция, посвященная положению политических заключенных, подвергающихся изоляции, пыткам и жестокому обращению.

Конференция «Политические заключенные: изоляция, жестокое обращение и пытки» была организована совместными усилиями таких организаций, как «Европейские юристы за демократию и права человека», Европейские юристы за демократию и Ассоциация за демократию и международное право. Главным организатором выступил депутат ЕП Массимилиано Смерильо. В рамках конференции прошло несколько секций.

786 политических заключенных на Филиппинах

Один из основных докладчиков, филиппинец Эдре Олалия, временно исполняющий обязанности главы Международной ассоциации юристов за демократию и президент Национальной ассоциации народных юристов, обратил внимание на положение политических заключенных на Филиппинах: «Почти 40 лет спустя там все еще остаются 786 политических заключенных».

«Мы должны добиваться освобождения политических заключенных», – сказал Олалия. Он обратился к международному сообществу с просьбой тщательно изучить, а то и ввести военные санкции против правительства Филиппин. «Существование политических заключенных – это доказательство поражения правительства», – сказал Олалия, добавив, что необходимо начать мирные переговоры и только после этого рассматривать вопрос политических заключенных.

На Имралы нет места закону

Д-р Гюльшах Курт, эксперт по уголовному праву и правам человека, член организации «Ученые за мир», также была в числе основных докладчиков. Она рассказала о ситуации с политическими заключенными в Турции и особенно с курдским лидером Абдуллой Оджаланом. Гюльшах Курт отметила увеличение числа тюрем типа F за последние двадцать лет и заявила, что условия содержания в тюрьме на острове Имралы, где с 1999 года находится Оджалан, выходят за рамки тюрем типа F. Курт сказала, что Абдулле Оджалану отказали в праве на надежду. Она обратила внимание на произвольные дисциплинарные взыскания и препятствия для свиданий с родственниками и адвокатами. Курт раскритиковала тот факт, что другие государства закрывают глаза эти нарушения: «Мы говорим о ситуации, когда универсальные принципы забыты, а человеческим достоинством пренебрегают». Она заявила, что нет смысла признавать эти принципы, если не соблюдаются даже минимальные законы в отношении заключенных, и подчеркнула необходимость разработать нормы относительно узников.

Дело Иларии Салис

После пленарного заседания началась первая секция, посвященная ситуации в Европе На секции, модератором которой выступила Элен Дебати, председатель Ассоциации юристов за демократию, Аврора Д’агостино, сопредседатель Итальянской ассоциации юристов за демократию, рассказала о деле Иларии Салис в Венгрии и условиях содержания в тюрьмах. Адвокат сказала: «Илария Салис – гражданка Италии. Ее арестовали в Венгрии. Уже 11 месяцев ее удерживают в тюрьме». Аврора Д’агостин заявила, что об аресте и условиях содержания Салис стало известно слишком поздно, и раскритиковала прессу за то, что та слишком поздно обратила внимание на эту проблему.

80 баскских политзаключенных в Испании

Бего Аткса, представитель «Sare herritarra» из баскского региона, проанализировал ситуацию с баскскими политзаключенными. Он сказал, что права человека касаются всех без исключения: «Хотя ЭТА отказалась от вооруженной борьбы, в стране по-прежнему насчитывается около 80 политических заключенных, и 23 из них – женщины. 7 из них содержатся в тюрьмах за тысячи километров от своих семей».

Откат в сфере прав человека

Профессор Луис Лемков, представитель Левых республиканцев из Каталонии, подчеркнул, что «в Европе наблюдается регресс в области прав человека». Отметив, что ситуация ухудшилась после войн в Газе и на Украине, Лемков сказал: «Права человека подвержены эрозией. Правосудие политизировано. В Испании политика перешагнула все границы и захватила судебную власть. Мы называем это политизацией правосудия».

Имралы – это лаборатия

Вторая секция – «Турция и тюрьма Имралы». Модератор Дипа Драйвер, сопредседатель Ассоциации юристов-социалистов «Халдейн», заявила, что число заключенных в турецких тюрьмах увеличилось в пять раз и что Турция занимает второе место среди членов ОБСЕ по этому показателю. «Мы должны относиться к Имралы как к лаборатории», – сказал Драйвер.

Изоляция на Имралы – это беспрецедентный случай

Адвокат Лена Шарлотта Лагнандер, представитель Международной делегации Имралы, выступила с докладом о «выводах делегации». Подчеркивая многоаспектность угнетения курдского народа, Лагнандер сказала: «Этой изоляции нет аналогов в современном мире».

Лена Шарлотта Лагнандер рассказала о борьбе «Матерей мира» и угнетении курдских женщин: «Матери не говорят о безусловном мире. Мы встречались с ними. Они рассказали о своей жизни. Мы под большим впечатлением от этой встречи. Эти женщины попросили нас рассказать миру о том, что с ними произошло». Лагнандер рассказала о давлении, арестах и угрозах, которым уже давно подвергаются «Матери мира», и назвала положение курдского национального лидера Абдуллы Оджалана «абсолютно противоправным».

Нужно покончить с изоляцией

Лена Шарлотта Лагнандер заявила, что заключенным не позволяют встречаться с адвокатами и родственниками, в тюрьмах широко распространена изоляция и даже говорить на курдском языке «не разрешается». Лагнандер сказала, что даже с тех, кто освобождается из тюрьмы, взимается плата за питание в тюрьме, а больные не могут проходить лечение. «Изоляция – это пытка для всех, – сказал Лагнанде. – Мы также должны собраться вместе, чтобы обсудить решение, но даже для этого мы должны предпринять разные меры. Демократия находится под угрозой. Такие организации, как ЕКПП, очень слабы. Так, комитет подготовил доклад, но не опубликовал его. Мы должны оказать на него давление, чтобы он представил отчет вниманию общественности. Европейские страны также должны оказать давление на Турцию. Своим молчанием они одобряют действия Турции. Изоляции должен быть положен конец. Изоляция должна быть отменена во всех странах. Курдский народ – пример чести и стойкости для всех».

Мазлум Динч, юрист стамбульской коллегии адвокатов «Асрын», представляющий интересы Абдуллы Оджалана и его товарищей по заключению на Имрали, выступил с докладом «Ситуация в тюрьме Имралы и право на надежду» и заявил, что тюрьмы и пытки используются в Турции как средство угнетения. Описывая пытки, которым подвергаются заключенные, и давление, которому подвергаются их семьи, Мазлум Динч сказал, что узники организовывают сопротивление – с голодными забастовками и акциями самопожертвования.

Репрессии и изоляция в турецких тюрьмах

Мазлум Динч заявил, что с целью свести на нет курдскую освободительную борьбу власти применяют пытки: «Даже за сообщения в социальных сетях выносятся приговоры сроком до четырех лет». Адвокат сказал, что обычных заключенных не заключают в тюрьму на 8-10 лет, а вот с политическими заключенными ситуация иная: их отправляют в тюрьмы за тысячи километров от их семей, их лишают всех прав, которые они получили благодаря сопротивлению.

Адвокат заявил, что больные заключенные не могут получить лечение: «Даже тяжелобольных заключенных начинают лечить поздно и непрофессионально, а политических узников намеренно доводят до смерти. Политзаключенные не могут удовлетворят свои базовые потребности. Отправлять деньги заключенным, находящимся в тяжелом материальном положении, – это преступление. Тех, кто делает это, считают членами экстремистских организаций – и наказывают за это».

Мазлум Динч обратил внимание, что заключенных, уже отбывших срок наказания, не освобождают по произволу: «Усугубление нарушений в этих тюрьмах связано с ситуацией на Имралы». В 1999 году, как отметил он, на тюремном острове была выстроена система изоляции и пыток. Динч сказал: «Была построена система пыток, в которой не действуют никакие нормы международного права. Хотя у нас не было никаких ожиданий от национального законодательства, мы все равно подавали заявления. Мы также подавали заявления на международном уровне. ЕСПЧ уже признал тот факт, что справедливого судебного разбирательства не было. Также было принято решение, что пожизненное заключение противоречит правам человека. Заключенным отказывают в праве на надежду. Нужно оказать давление на Турцию».

Необходимо создать международную сеть против изоляции

Динч отметил, что, хотя ООН приняла предупредительное решение, заключенные на Имралы до сих пор не могут встречаться с адвокатами: «Международные организации реагируют слишком поздно в отношении Абдуллы Оджалана и курдских политзаключенных. И даже когда они реагируют, это ничего не меняет».

Мазлум Динч заявил, что необходимо вести более активную борьбу с изоляцией Имралы: «Это проблема не только курдов. Это вопрос всего человечества».

Динч заявил, что влиятельные неправительственные организации также игнорируют проблему Имралы, приведя в качестве примера молчание Amnesty International. Он отметил, что необходимо создать международную сеть для борьбы за ликвидацию изоляции. Динч призвал международные организации адвокатов принять участие в этом процессе.