Выступавшие на состоявшейся 28 сентября конференции, в число которых вошли видные члены курдского политического движения из Великобритании и Турции, призвали Лейбористскую партию усилить поддержку ДПН политических партий и активистов в Турции.
Представитель Демократической партии народов (ДПН) Хишияр Озсой принял участие в дискуссии Центра курдского прогресса и Курдской ассамблеи Великобритании на тему «Права, демократия и безопасность в авторитарной Турции Эрдогана: Почему лейбористы должны работать с курдами». К нему присоединилась член парламента Великобритании от лейбористов Ким Джонсон, чей избирательный округ в Ливерпуле принимал конференцию. Сопредседатель Курдской ассамблеи Великобритании Мираз Йолку и академик Иида Кяйхкё также приняли участие в дискуссии, которую вел Мэтт Брумфилд из Medya News.
Йолку приветствовала продолжающееся взаимодействие между Лейбористской партией и курдским политическим движением и подчеркнула особую значимость курдов в продолжающемся восстании в Иране, где уже несколько недель протестующие проводят массовые антиправительственные демонстрации, поводом для которых послужило убийство сотрудниками полиции нравов Исламской Республики 16 сентября 22-летней женщины.
«В самом Иране в настоящее время под руководством курдов происходят массовые восстания после смерти курдянки Джины Амини, и на сегодняшний день в них погибли по меньшей мере 42 протестующих», – сказал Йолку. По оценкам правозащитных групп, в воскресенье их число возросло до 92.
Но смерть Амини и последовавшие за ней протесты – лишь один из целого ряда политических очагов в регионе, где курдское политическое движение находится под сильным давлением, и Йолку также отметил важность международной поддержки в Сирии, где возглавляемый курдами Сирийский демократический совет отбивается от турецких военных атак.
«Для этого нам нужна поддержка наших друзей и партнеров в лейбористской партии. Курдам нужна поддержка Лейбористской партии, а Лейбористской партии нужен постоянно растущий курдский электорат», – сказал Йолку.
«Будь то в оппозиции или в правительстве, – мы надеемся, – лейбористы предпримут такие шаги, как отправка наблюдателей на выборы 2023 года в Турции, официальная встреча с представителями возглавляемого курдами Сирийского демократического совета, а также взаимодействие и поддержка курдского оппозиционного движения, растущего сейчас в Иране», – сказал он.
Национальные выборы 2023 года и более широкие репрессии против политической оппозиции, прессы и гражданского общества в Турции стали для Ким Джонсона, члена парламента, которая также входит в состав Всепартийной парламентской группы по Курдистану в Турции и Сирии, ключевыми вопросами.
«В этом году наблюдался массовый рост нарушений прав человека по всему миру, в том числе нарушений, совершенных против курдского движения в Турции, северной и восточной Сирии и Ираке, – сказала Джонсон. – Турция сейчас заключает в тюрьму больше журналистов, чем любая другая страна в мире, а число зарегистрированных случаев сексуального насилия в отношении женщин в турецких тюрьмах просто огромно».
«Незаконные аресты и тюремные заключения политиков ДПН привели к тому, что из шестидесяти пяти демократически избранных мэров, выдвинутых этой партией, на своих постах остались только шесть», – сказала она.
РПК борется за автономию на юго-востоке Турции, население которого состоит преимущественно из курдов, с 1984 года, и эта организация классифицируется Турцией и другими странами, включая ЕС и НАТО, как террористическая группировка.
Однако Иида Кяйхкё из Группы информационной безопасности Университета Ройал Холлоуэй в своем докладе высказала утверждение, что причисление РПК к террористам – это тактика, используемая Турцией для лишения легитимности всех представителей курдского движения.
«Это позволяет использовать выходящие за рамки обыденных полномочий для скрытого наблюдения и преследования политических активистов самыми разными способами», – сказала она. «Это также создает мощный нарратив, в котором турецкое государство может заявить, что эти люди – террористы, абсолютное зло и опасность не только для Турции, но и для всего мира».
В качестве примера она отметила, что трем ведущим британским организаторам курдского политического движения было запрещено посещать конференцию, что вызвало осуждение со стороны Джонсон и других ораторов, при этом член парламента от Ливерпуля пообещала «потребовать ответов» на фоне «все более угнетающего климата для курдского народа».
Представитель ДПН Озсой также выразил тревогу по поводу парламентских репрессий в Турции, но добавил позитивную ноту, подчеркнув, что партия надеется работать с другими оппозиционными движениями, чтобы сместить президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на предстоящих выборах 2023 года.
«ДПН и ее союзники будут играть решающую роль на следующих выборах. Я хочу подчеркнуть это, потому что часто ДПН рассматривается как последняя жертва политики президента Эрдогана».
«Да, это так, мы стали жертвой Эрдогана. [Но] в состав ДПН входит не только курдское движение, [действительно] являющееся ее основным компонентом и опорой, но и многие другие политические партии и прогрессивные движения».
«Это означает, что ДПН представляет собой серьезный вызов правительству Эрдогана и должна быть поддержана мировыми прогрессивными движениями», – добавил Озсой.
«Мы показываем народам Турции и международному сообществу, что если люди объединятся, они могут победить. Для Турции еще есть надежда».