Ветеран курдского активизма Кенан Аяз был арестован 15 марта в аэропорту портового города Ларнака на Кипре. Основанием для ареста послужил немецкий запрос об экстрадиции из-за инкриминируемого Аязу членства в РПК (Рабочей партии Курдистана), когда он собирался вылететь в Швецию, чтобы навестить семью. С тех пор 49-летний мужчина находится под стражей. Кипрский суд одобрил запрос об его экстрадиции 19 апреля. Хотя Аяз обжаловал это решение, подав апелляцию, разбирательство продолжается. Ранее Аяз уже провел двенадцать лет в турецкой тюрьме из-за своей политической деятельности.
Арест Кенана Аяза вызвал широкие протесты кипрской общественности. Это дело имело резонанс и широко освещается в средствах массовой информации. Газета «Симерини» опубликовала репортаж, в котором активист отвечал на вопросы корреспондента, находясь в Никосии под стражей в связи с грядущей экстрадицией. Кенан Аяз отметил «общую судьбу» народов Кипра и Курдистана и добавил, что видит связь между решением о своей экстрадицией и грядущими выборами в Турции.
«Диктатор Эрдоган прилагает большие усилия, чтобы выиграть выборы всеми методами, включая мою экстрадицию в фашистское турецкое государство через Германию с Кипра. Если высший суд Кипра согласится с этим решением, он сделает фашисту Эрдогану подарок», – сказал Аяз.
Отметив, что нет ни одного доказательства того, что он совершал любые уголовные преступления, Аяз добавил, что действия Германии явно имеют отношение к запросам Турции: «Я борюсь за свободу курдского народа, а также народов Кипра и Ближнего Востока. Вся моя деятельность законна, я вёл её публично. Я участвую в конференциях, семинарах, других подобных мероприятиях и телепередачах и не занимаюсь никакими заговорами. Я не совершал ни одного акта насилия, который можно было бы расценить как террористическую акцию. Я делал всё, чем занимался на политическом поприще, в рамках европейского законодательства».
Аяз добавил: «Обвинения, выдвинутые в мой адрес в Германии, тоже не содержат никаких обвинений в насилии. Есть только обвинения в организации собраний, пропаганде и так далее. Ничто из этого не может быть классифицировано как террористический акт. В Турции меня судили по делу АОK (Ассоциации обществ Курдистана – прим.), и тогда мне предъявили те же обвинения. Мое участие в собраниях и конференциях трактуется как уголовное преступление, а цена этому – годы тюремного заключения».
«Турция требует, чтобы Европа выдала меня на основании обвинительного заключения по делу, открытому против АОK. Реализации этого требования на практике ждут от Германии, потому что турецкое государство не может требовать этого от Кипра на законных основаниях. Теперь Германия требует от Кипра моей высылки, после чего она выдаст меня Турции. Так выглядит полный сценарий, и так они намерены разыграть эту партию», – подытожил сказанное Аяз.