Старый город Ван, история которого насчитывает 3 000 лет, находится на пути к исчезновению. Он, хоть и является охраняемой территорией, брошен на произвол судьбы.
Город был основан племенами Урарту на южной стороне крепости Ван 3000 лет назад. Поселение, ставшее культурным, художественным, экономическим и политическим центром того времени, служило столицей государства Урарту на протяжении многих веков. Курды и армяне жили вместе в городе, который старался беречь свою былую славу вплоть до 1915 года. После геноцида армян исторический город был разграблен и разрушен.
Этот древний город ждал своего часа под землей, но из-за сознательной политики государства был брошен на произвол судьбы. Историческое поселение, которое сегодня стало целью охотников за сокровищами, используется как место для выпаса скота, жилья и отдыха.
Президент Ассоциации исследований и развития по сохранению исторических артефактов Вана (ÇEVDER) Али Калчык сказал: «В исторической части Тусбы были мечети, церкви, рабочие места ремесленников, курдские и армянские кварталы и центральный базар. Сегодня столь важное древнее социальное пространство находится у порога полного исчезновения. Они отремонтировали одну или две мечети в старом городе, но курдские и армянские здания, такие как древние турецкие бани, рабочие места, особняки и дома, пришли в упадок».
Уничтожение клинописной надписи
Калчык продолжил: «Как говорится, где есть крест, там всегда лежат сокровища. Следуя этой логике, они серьезно разрушили исторические здания Вана и Ванский замок, а также забрали многие из их сокровищ. Там также находится Мехер Капы. Мехер Капы – это клинописная надпись. 12 сентября 1980 года они разбили эту надпись пушками. Они пытались уничтожить ее таким непостижимым образом. Теперь она лежит в руинах в Тусбе, древнем Ване. Власти, которые не придали значения этому историческому городу, превратили Ванский замок в бизнес. Они отрезали людей от истории, культуры и туризма».
Политика разрушения
Заявив, что исторический город должен требует перемен и очищения от охотников за сокровищами, Калчык сказал: «Старый город практически превратился в сплошную кротовую горку. Сюда нельзя пускать животных. Этот старый город – наша культура. Если отнестись к нему серьезно, он может стать хорошим источником дохода для города Ван и его жителей. Можно будет извлечь большую прибыль как с точки зрения экономики, так и с точки зрения туризма. К сожалению, руководство города бездействует. Лица, принимающие решения, и местные власти несут ответственность за защиту ценностей, культуры, истории, географии, воды и почвы этой провинции. Ванский замок, старый город Ван и другие исторические сооружения в бассейне озера Ван, которые являются связующими звеньями, обеспечивающими нашу связь с собственной историей, должны быть сохранены и восстановлены в соответствии с их первоначальным видом. К сожалению, на всех участках, где расположены исторические здания, каменная кладка разрушена. Уничтожение этих зданий является результатом сознательной политики. Эта политика заключается в том, чтобы истребить жизнь, культуру, курдскую и армянскую идентичность и все ценности, которые им здесь принадлежат. Это сознательная практика».