Как Сирия стала центром производства наркотиков

Согласно оценкам, сделанным AFP на основе официальных данных, сейчас наркотик каптагон массово экспортируется из Сирии, став серьезнейшей статьей дохода для местных преступных группировок. Его объемы превосходят весь легальный экспорт в совокупности.

Десятилетие чудовищной гражданской войны в Сирии привело к раздробленности страны. Сирия лежит в руинах, но есть один товар, который пересекает все линии фронта – наркотик под названием каптагон.

Этот стимулятор, который когда-то обрел печальную известность, как «боевой наркотик» ИГИЛ*. Его производство породило нелегальную индустрию с оборотом в 10 миллиардов долларов; она дает поддержку не только режиму изгоя Башара Асада, но и многим его врагам.

Каптагон превратил Сирию в последнее наркотическое государство мира. Индустрия пустила глубокие корни в соседнем Ливане после того, как экономика этой страны рухнула.

Согласно AFP (Франс-Пресс), каптагон представляет собой основную статью экспорта из Сирии.

Вещество, напоминающее амфетамин, который некогда получали на основе легального препарата для лечения нарколепсии и расстройства внимания, стало наркотиком, широко используемым в странах Персидского залива. Крупнейшим рынком его  сбыта является Саудовская Аравия.

AFP попыталось оценить масштабы этого явления. Для этого сотрудники информационного агентства опросили самих контрабандистов, посредника, заключающего многомиллионные сделки, около 30 действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов из Сирии и других стран, а также дипломатов и экспертов по наркоторговле.

Надев темные очки и пряча лицо за маской, сидя посреди виноградника в ливанской долине Бекаа, посредник и торговец рассказал AFP, как идет процесс поставок каптагона.

«Обычно четыре или пять крупных компаний объединяются и делят между собой стоимость груза. Предположим, это будет 10 миллионов долларов, чтобы покрыть оплату сырья, транспортировку и взятки», – говорит он.

«Себестоимость задачи невысока, а вот прибыль – да», – добавил собеседник, сказавший, что даже если все препоны минует одна партия из десяти, «вы все равно остаетесь в выигрыше».

«Есть группа из более чем 50 баронов... Все они – одна большая паутина; среди них есть сирийцы, ливанцы и саудовцы».

Сеть торговли каптагоном охватывает несколько стран. Многие ключевые игроки и торговцы имеют связи в среде местных племен, особенно через Бани Халид, арабскую конфедерацию бедуинов, зона влияния которой простирается от Сирии и Ливана до Иордании, Ирака и Саудовской Аравии.

Сирия – источник 80% мировых поставок этого наркотика, и, по данным служб безопасности, объем торговли каптагоном превышает весь государственный бюджет страны как минимум втрое.

Эксперты также заявляют, что страна стала центром наркоторговли.

Теневая сеть полевых командиров и спекулянтов, которым Асад обязан победой в своей войне, уже успела получить невероятную выгоду. Ливанская группировка «Хезболла», поддерживаемая Ираном, тоже успела снять свои барыши. По мнению экспертов, это формирование играет важную роль в защите торговли каптагоном на ливанской границе.

Брат Асада, Махер, фактический глава элитного подразделения Сирии – Республиканской гвардии и элитной 4-й бронетанковой дивизией, – тоже вовлечен в эту схему.

«Махер аль-Асад – один из главных бенефициаров торговли каптагоном», – сказал Рами Абдель Рахман, директор базирующегося в Великобритании Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека.

«Он получает свою долю прибыли от этих продаж. Деньги, которые дают наркотики, стали основным источником для выплаты вознаграждений вооруженной группировке, связанной с 4-й дивизией», – добавил он.

«У меня есть контакты в Хомсе и Дамаске, которые получают таблетки со складов 4-й дивизии», – сообщил AFP контрабандист, действующий в регионе, где доминирует Турция.

«Моя работа заключается в том, чтобы продавать и распространять таблетки здесь или координировать действия с повстанческими группировками, организуя их отправку в Турцию», – добавил он.

«Эта работа очень опасна и в то же время очень легка»

Торговец продавал эти таблетки лидерам джихадистской группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»(бывшая «Джабхат ан-Нусра»)*, которая доминирует в анклаве Идлиб на северо-западе Сирии.

По его словам, в последнее время в бизнес по продаже каптагона активно включились многочисленные военизированные группировки, действующие как на стороне Турции, так и под эгидой так называемой Сирийской национальной армии (СНА).

«Этот район кишит боевиками. Это настоящие джунгли, и все там голодны и хотят есть», – сказал наркоторговец.

По словам этого источника ANF, новый «царь» каптагона в регионе – Абу Валид Азза, командир из фракции дивизии «Султан Мурад», воюющей в составе СНА.

«У него весьма тесные взаимосвязи с 4-й дивизией, поскольку раньше он вел дела в Хомсе, – сказал торговец, –  Он привозит отличные таблетки».

По словам одного из судебных следователей в регионе, в этот процесс глубоко вовлечены и турецкие игроки.

«Диэтиловый эфир является одним из основных прекурсоров, необходимых для (изготовления) каптагона, и большая часть этого вещества поступает из Турции», –  добавил источник AFP.

* - террористическая организация, запрещена в РФ