Исследование: с правами курдов в Турции всё хуже, чем в 90-е
Результаты нового исследования Правозащитного фонда имени Тахира Эльчи и организации Rawest говорят о сложной ситуации курдского населения.
Результаты нового исследования Правозащитного фонда имени Тахира Эльчи и организации Rawest говорят о сложной ситуации курдского населения.
Результаты нового исследования Правозащитного фонда имени Тахира Эльчи и организации Rawest говорят о сложной ситуации курдского населения: представители этого народа, живущие в разных частях Турции, считают, что в последнее время нарушения прав человека коснулись в основном их самих, женщин, несовершеннолетних и представителей беднейших слоев турецкого общества.
Правозащитный фонд имени Тахира Эльчи (курдского адвоката и правозащитника, а также одного из учредителей турецкого представительства Amnesty International, убитого в 2015 году) и Rawest, специализирующиеся на опросах в курдских регионах страны, объявили результаты свежего совместного исследования «Восприятие прав человека курдами», сообщает информационное агентство Bianet.
Результаты исследования показывают, что курды, проживающие в разных частях Турции, убеждены: наиболее часто права человека страдают в случаях принадлежности пострадавших к их же народу, а также в ситуациях женщин, детей и беднейших слоев населения. Чаще всего, считают опрошенные, нарушается право на жизнь.
В рамках исследования были опрошены 1 363 респондента, проживающие в Стамбуле, Измире, Адане, Мерсине, Амеде (Диярбакыре), Мардине, Ване и Урфе.
Исследование показало, что участники старше 30 лет убеждены: в части ситуации с правами человека, сложившейся в Турции, нынешний период напоминает 90-е годы. Интересен и следующий нюанс – вес, придаваемый опрошенными правам человека, снизился по сравнению с 90-ми годами.
Что приходит вам на ум, когда вы слышите фразу «права человека»?
Сначала респондентам задавали вопрос: «Что приходит вам на ум, когда вы слышите выражение «права человека?». 33% опрошенных ответили, что думают о «справедливости», 24% – о «правах и свободах», а у 10% права человека ассоциируются с «законом». Ответы «право на жизнь» и «благосостояние» выбрали по 5% респондентов, а «права женщин» и «образование» – по 4%.
Права не даются государством, они существуют априори
9 из 10 участников опроса отметили, что права человека имеют естественную природу. Более 83% считают, что «государство не имеет права давать права такого рода населению, эти права существуют априори».
Нарушаются ли права человека?
79% опрошенных дали утвердительный ответ на вопрос о том, нарушаются ли права человека в Турции. 8% ответили отрицательно, а 13% заявили, что не имеют сложившихся представлений на этот счет.
Нарушение права на жизнь
72% убеждены, что самое важное право человека – право на жизнь. «Свобода слова», «право на жизнь» и «права женщин» – три наиболее нарушаемых права в Турции по мнению респондентов. 63%, 60% и 53% опрошенных соответственно указали эти права в числе самых попираемых.
Чаще всего нарушаются права курдов и женщин
Исследователи задали ряд вопросов о группах населения, которые чаще всего страдают от нарушений прав человека. 67% ответили, что это женщины, 61% счел самой дискриминируемой группой курдов, 19% бедных, еще 19% несовершеннолетних и 13% – безработных граждан страны.
Этническая идентичность как основная причина дискриминации
По мнению участников опроса, одним из основных признаков, по которому вам могут подвергнуть дискриминации в Турции, является «этническая идентичность». 50% участников опроса сказали, что эта идентичность является причиной дискриминации, 15% в качестве таковой указали половую принадлежность, 7% и 6% соответственно сочли, что причиной нарушений прав человека становится религия, либо принадлежность к религиозным деноминациям и сектам.
39% участников опроса заявили, что подвергались дискриминации по тем или иным причинам. 52% из числа признавшихся в том, что сталкивались с дискриминацией, также сообщили, что являются избирателями ДПН (оппозиционной Демократической партии народов).
Чаще всего, по мнению опрошенных, права человека нарушают государственные органы и институты. Далее респонденты перечислили в качестве агрессоров мужчин, СМИ и компании, которые нарушают права своих работников. Семью также включили в список институтов, нарушающих права человека.
Эта ситуация не становится лучше
73% участников опроса считают, что за последние 10 лет ситуация с правами человека в Турции лишь ухудшилась. Доля тех, кто имеет обратное мнение, составила всего 9% от общего числа опрошенных. Ещё 15% респондентов полагают, что за последние десять лет ситуация с правами человека не изменилась.
Лишение депутатской неприкосновенности – нарушение
73% участников согласились с утверждением, что «перед законом равны все, независимо от половой принадлежности, языка, вероисповедания, политических взглядов и этнической принадлежности», а 7% не стали поддерживать эту мысль.
Доля не согласившихся с утверждением о том, что «правовая система в Турции относится ко всем одинаково», составила 51 %.
72% согласились с тем, что «уголовные дела, которые остаются открытыми в течение длительного периода времени, представляют собой нарушение прав человека».
67% согласны, что «пытки заключенных представляют собой нарушение прав человека вне зависимости от того, каков характер совершенных этими людьми преступлений».
С мыслью о том, что «снятие депутатской неприкосновенности является правонарушением», согласились 58%.
57% респондентов солидарны с утверждением, что «судебные процессы, в ходе которых рассматриваются убийства, совершенные неустановленными лицами в 1990-х годах, ведутся неадекватно».
61% участников опроса не считают справедливым назначение лояльных правительству Турции лиц в муниципалитеты, когда эти люди занимают должности законно избранных представителей курдского населения.
Образование следует давать не только на турецком языке
76% согласились с тем, что «мужчины и женщины должны быть равны во всех областях и сферах общественной жизни».
70% не согласны, что «мужчины должны получать более высокую зарплату, чем женщины, даже если они выполняют одинаковую работу», а 44% против того, чтобы «государство закрывало организации меньшинств».
72% согласились с тем, что «работа в случае, когда трудящиеся младше 16 лет – нарушение прав ребенка», 56% солидарны с утверждением о том, что «читать национальную присягу» – тоже нарушение прав детей.
65% опрошенных поддержали мысль, что «ситуация, когда турецкие дети, живущие в Германии, не могут получать образование на родном языке», представляет собой нарушение их прав, и те же 65% респондентов согласились, что «ситуация, когда курдские дети в Турции не могут получать образование на курдском языке», представляет собой такой же правонарушение.
62% участников опроса в городах с преобладающим курдским населением согласились с тем, что «языков образования должно быть два, как турецкий, так и родной», в то время как в западных провинциях эту мысль поддержали 45%.