Исследование: Оджалан – главный участник диалога по курдскому вопросу

Согласно исследованию, проведенному Центром социально-политических исследований на местах в северном Курдистане, более 57% опрошенных считают демократическую автономию решением курдского вопроса.

Опрос прошел с 1 по 10 апреля 2021 года в следующих городах: Диярбакыр, Батман, Шанлыурфа, Мардин, Антеп, Ван, Ширнак, Сиирт, Муш, Малатья, Ыгдыр, Хаккари, Элязыг, Дерсим, Битлис, Бингёль, Агры, Адыяман.

Главными участниками диалога опрошенные видят РПК (Рабочую партию Курдистана) и курдского национального лидера Абдуллу Оджалана.

Исследование проводилось онлайн, ответили на вопросы 948 человек. Подавляющее большинство из них – 95,4% – определяют свою идентичность как курдскую.

Среди прочих в опроснике был такой вопрос: «Согласны ли вы со следующими определениями курдского вопроса?»

82,5% выбрали следующее определение: «Это культурная проблема, возникшая из-за непризнания родного языка и права на идентичность». 86,9% также согласны с определением: «Это проблема, причина которой в неравенстве гражданских прав».

97,7% считают, что ПНД (Партия националистического движения) не стремится решить курдский вопрос. 94,9% назвали ПСР (Партию справедливости и развития), 93,2% – Хорошую партию, 85% – Партию счастья, 82,7% – Партию будущего, 81,2% – НРП (Народно-республиканскую партию), а 74,3% – Партию демократии и прогресса как не ищущих такого решения.

87,8% при этом полагают, что политика и дискурс ДПН (Демократической партии народов) ведут к разрешению курдского вопроса.

На вопрос, каким образом, по вашему мнению, можно решить курский вопрос, 44,5% ответили: «процессом переговоров», 29,3% – «конституционным признанием и гарантиями», 15,2% – «мирно и бесконфликтно».

26,4% считают, что курдский вопрос можно решить в ближайшем будущем, 47,9% не согласны с таким мнением.

Самое серьезное препятствие для переговоров

На вопрос, кто или что является самой большой проблемой/препятствием к возвращению к процессу переговоров и поиска решения, 45,6% опрошенных ответили: «Народный альянс [блок ПСР/ПНД] и его лидеры», 30% – «ПСР-Эрдоган» и 18,1% – «государство».

Военный путь – не решение

На вопрос, будет ли решен курдский вопрос, если турецкие вооруженные силы истребят РПК методами войны, 95,1% ответили «нет». На вопрос, как вы полагаете, если РПК сложит оружие, будет ли решен курдский вопрос, 80,6% ответили отрицательно и лишь 3,2% – утвердительно.

РПК и Абдулла Оджалан как участники диалога

На вопрос, кто должен стать участниками переговоров для решения курдского вопроса, 56,5% ответили: «политические партии, представленные в Великом национальном собрании Турции и Организация (Абдулла Оджалан и РПК)», 22,8% – «правительство и Организация (Абдулла Оджалан и РПК).

На вопрос, как вы думаете, кто может решить курдский вопрос/кто его урегулирует, 43,5% ответили: «Абдулла Оджалан-АОК-политические партии парламента», 15,6% – «только Абдулла Оджалан», 7,6% – «Абдулла Оджалан-АОК-ДПН-ПСР-армия».